8 февраля 2021 г.

Никита Братко

Сейчас практически все строящиеся жилые комплексы можно назвать в той или иной степени умными. Цифровые решения внедряют в своих объектах 100% крупных девелоперов. При этом у каждого объекта своя ИТ-начинка. Один смарт-квартал может быть оснащен функцией автоматизированного сбора мусора, умным видеонаблюдением, бесплатным дворовым Wi-Fi, другой — умным освещением и диспетчеризацией, современными лифтами с функцией рекуперации, датчиками движения в местах общего пользования. В современном многоквартирном доме может быть любой набор сервисов, включая технически сложные, однако отдельно взятые решения редко интегрируются в единый комплекс. И это как раз то, над чем стоит работать. Именно целостные экосистемы, по нашим прогнозам, будут востребованы в России в ближайшие три года и на них должны быть сосредоточены основные усилия законодателей и разработчиков решений.

Понятие «умный жилой комплекс», как и критерии оценки интеллекта зданий, на российском рынке только формируются. К примеру, мини-станция с «Алисой» — это тоже элемент «умного дома». Но мы вкладываем в понятие «умный ЖК» в первую очередь функции, направленные на комплексное решение вопросов удобства и безопасности двора, подъезда, дома и квартиры. В нашем понимании, экосистема умного ЖК включает в себя автоматизированные счетчики воды, тепла и электроэнергии, комплексное видеонаблюдение за подъездом, двором и прилегающими территориями, систему контроля и управления доступом (СКУД), шлагбаум с функцией распознавания номеров машин или образов спецтранспорта, домофон с функцией распознавания лиц.

Главное преимущество экосистем перед внедренными по отдельности решениями в том, что связанные друг с другом сервисы проще и быстрее развивать и удобнее сопровождать. Сейчас подобные предложения есть всего у нескольких игроков — Ростелекома, Дом.ру, Группы компаний ПИК, «Интерсвязи». На рынке пока преобладают плохо масштабируемые эксклюзивные решения — созданные специально под конкретный объект или для проектов «умных городов». Чаще всего такие разработки продолжают жить как «вещь в себе».

С технологической точки зрения сегмент жилой недвижимости готов к масштабным внедрениям цифровых экосистем. Компании, занимающиеся автоматизацией жилых комплексов, освоили различное оборудование импортного и отечественного производства. В части домофонии используются разработки Beward, Nateks, Akuvox и решения на его базе (Qtech, Rubetek, MaxetLine); в системах видеонаблюдения — HikVision, Dahua, RVi, HiWatch; в СКУД — Bolid, Parsec, ProxWay, Gate, RusGuard. Распространение получили универсальные контроллеры Rodos и МЗТА, системы телеметрии «Тепловодохран», MОХА, Itelma, Bolid, «Вега-Абсолют», «Лартех Телеком», СЭТ, «Пирамида», «Энфорс», «ЭнергоКруг».

В части устройств наиболее сложным компонентом умного ЖК является, пожалуй, домофон, так как в нем сосредоточены сразу несколько элементов (камера, микрофон, элементы СКУД) и используются комплектующие высокого класса. Все остальные устройства просты по конфигурации. Сложности в их применении связаны с процессом настройки и управления (как в случае с системами вентиляции и кондиционирования), с большим объемом сведений для первоначальной инсталляции (как при организации телеметрии) или со сбором и анализом данных. Отдельного внимания заслуживает процесс выстраивания карты пути клиента (Customer Journey Map). CJM должен, с одной стороны, учитывать все юридические нюансы и финансовые условия, а другой — быть простым и удобным для конечного пользователя.

Среди наших заказчиков наиболее востребованы комплексное видеонаблюдение, умный домофон и умный шлагбаум. С помощью услуги «умный домофон», например, можно через приложение создавать одноразовые коды доступа для курьеров и гостей, видеть тех, кто заходит в подъезд, и при необходимости просматривать записи с камеры. С распространением бесконтактной доставки в период пандемии эти услуги оказались особенно актуальными. Умный шлагбаум, как и домофон, может пропускать посетителей ЖК на территорию по одноразовому коду и умеет распознавать транспортные средства по номеру. Второе место по популярности занимают умные счетчики воды, тепла, электроэнергии. Кроме того, одним из самых быстрорастущих направлений является умное освещение. Этот сегмент ежегодно увеличивается на 30%.

У бесконтактных решений для ЖК сейчас почти безграничные перспективы для развития. В ряде объектов, например, в ЖК Life-Варшавская, установлены постаматы. Они позволяют осуществлять доставку в соответствии с требованиями социального дистанцирования. Еще одно направление — внедрение системы распознавания лиц для умных домофонов, которая расширит возможности девелоперов по обеспечению комфорта и безопасности собственников жилья. Сейчас мы ее тестируем.

Консалтинговая компания Gartner в своем видении технологических трендов еще пару лет назад обозначила несколько сегментов, которые действительно выросли — Empowered Edge, Digital Twins, Smart Spaces, IaaS/PaaS. Все устройства, в том числе системы управления домом, с каждым днем становятся быстрее и умнее. Это позволяет экономить на мощных и, соответственно, дорогих облачных решениях. Использование цифровых образов для конфигураций дает возможность более гибко управлять элементами системы, их настройкой, бэкапированием и тестированием. Благодаря растущим мощностям становится возможным использование более современных стандартов кодировки данных, что положительно сказывается как на разработке, так и на общей функциональности решений.

В программном обеспечении постепенно отказываются от проприетарных или устаревших стандартов в пользу универсальных решений, которые позволяют быстрее имплементировать оборудование и программно-аппаратные комплексы в свою структуру. Таким образом, одни устройства начинают «взаимодействовать» с другими через серверы и напрямую, плюс растет производительность самого оборудования.

2020 год стал рубежом, за которым стала очевидна востребованность систем искусственного интеллекта. Они перестали быть особенными, дорогими и теперь на самом деле идут в массы в виде популярных решений. В следующие 3-4 года их количество будет расти. Благодаря развитию LPWAN, 5G и NB-IoT станет больше беспроводных сервисов. Интернет будет приходить в квартиры и частные дома по воздуху.

В настоящий момент российские законодатели вплотную готовят платформу для общероссийского внедрения решений умного жилого дома в эксплуатируемые и готовящиеся к вводу в эксплуатацию здания. С 1 января 2021 года согласно № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии в РФ» все вновь построенные дома должны быть обеспечены умными счетчиками, в автоматическом режиме передающими показания в ресурсоснабжающие компании.

В январе 2021 года правительство узаконило проведение собраний собственников жилья в онлайн-формате, и теперь все москвичи смогут голосовать удаленно на платформе ed.mos.ru. Первое решение ускорит оснащение как новых, так и старых домов умных приборами учета, второе — позволит быстрее внедрять умные решения в готовых жилых комплексах. На фоне законодательных и технологических изменений рынок «умных домов» может вырасти на 30% в год.

В части качественных преобразований в ближайшие 4 года мы ждем закрепления тренда на стандартизацию и интеграцию сервисов друг с другом и с городскими службами. Синергетический эффект от объединения разных решений будет стимулировать развитие сегмента экосистем. На рынке будут востребованы комплексные предложения по автоматизации зданий. При этом высокая степень интеграции многократно ускорит процесс внедрения умных решений в жилых комплексах.

Источник: Никита Братко, архитектор решений филиала ОЦО ПАО «Ростелеком»