31 марта 2021 г.
По данным опроса 209 тысяч респондентов из 190 стран, проведенному BCG и The Network при участии hh.ru в России и ряде стран СНГ, желание иногда работать из дома присутствует почти повсеместно; даже работники физического труда заинтересованы в гибких вариантах трудоустройства.
Согласно новому исследованию BCG и The Network при участии hh.ru в России и ряде стран СНГ, одним из итогов пандемии станет надежда части сотрудников на то, что им будут чаще разрешать работать удаленно. 89% респондентов заявили, что в будущем они предпочтут должности, позволяющие хотя бы периодически работать из дома. Для России этот показатель составил 60%.
Новый отчет, основанный на результатах этого исследования, под названием Decoding Global Ways of Working («Анализ мировых тенденций в форматах работы»), — это вторая из серии совместных публикаций BCG и The Network, посвященных влиянию пандемии на предпочтения и ожидания работников и отражающих точку зрения 209 тысяч участников опроса из 190 стран, в том числе около 17 тысяч из России.
«Пандемия заставила многие организации перевести часть сотрудников на дистанционную работу практически за один день, — говорит Райнер Штрак, один из авторов исследования и старший партнер BCG. — И сотрудники, и руководители поняли, что гибкие модели работы возможны. Теперь организациям нужно правильно применить эти новые знания и разработать долгосрочные решения, отвечающие ожиданиям, которые не исчезнут с окончанием пандемии».
По данным исследования, большинство респондентов предпочитают гибридную модель, когда два-три дня в неделю можно работать из дома, а остальное время — в офисе. Не только сотрудники, занятые в сфере цифровых технологий, информации и на административной работе, — многие из которых уже работают удаленно — хотели бы сохранить гибкий подход к работе. Даже респонденты, чьи обязанности подразумевают работу с физическими товарами или контакт с клиентами, выразили желание организовать свою деятельность так, чтобы работать удаленно хотя бы время от времени.
На самом деле большинство респондентов, в том числе россиян (60%), заинтересованы именно в гибком подходе, а не в резком отходе от традиционной модели, когда все постоянно работают из дома и никогда не приезжают в офис. Лишь четверть опрошенных в мире и 23% респондентов из России хотели бы перейти на полностью удаленную работу. Больше всего изменения в сторону удаленного формата в России проявились в таких областях, как ИТ и технологии, цифровизация и автоматизация, а также маркетинг и коммуникации. Однако представители практически всех профессий высказались в пользу увеличения доли удаленного формата в будущем, причем представители сферы искусства и креативных направлений удерживают первенство: до пандемии было более 40%, во время — более 60%, после — более 80%.
Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ, отметил: «Стремление к более гибким моделям работы — это не только требование времени, заставляющее работодателя проинвестировать в перестройку бизнес-процессов. Это еще и огромная возможность расширить пул талантов, в том числе в самых востребованных профессиях, связанных с цифровизацией и технологиями. Если до пандемии всего около 35% этих профессионалов работали в полностью удаленном или гибридном формате, то во время пандемии их число выросло в два раза. По данным наших опросов, уже в недалеком будущем порядка 90% цифровых талантов выбрали бы полностью удаленный или гибридный формат».
Мария Игнатова, руководитель Службы исследований hh.ru: «Судя по развитию проникновения удаленного формата работы в весной 2021 года российские компании продолжают активно нанимать сотрудников, работающих дистанционно постоянно или с периодическим выходом в офис. По данным hh.ru, с января по март 2021 число вакансий с постоянной удаленкой растет в среднем на 38% ежемесячно. Если в декабре 2020 года их было 20 тысяч, то за неполный март их число превысило 51 тысячу. Аналогичная динамика сохраняется и на уровне резюме: за три зимних месяца 2021 года на hh.ru работу на постоянной удаленке искали 1 млн соискателей, за неполный первый месяц весны их стало уже 632 тысячи».
В развитых странах энтузиазм по поводу удаленной работы проявляется слабее всего. Например, ее предпочли бы лишь 7% респондентов в Дании и по 8% в Швейцарии и Франции. В развивающихся странах предпочтения к полностью удаленной работе гораздо более выражены. Например, более 40% опрошенных на Филиппинах и в некоторых странах Африки сказали, что хотели бы постоянно работать из дома.
Исключениями из общей картины в настроениях развитых и развивающихся стран являются США и Китай. 35% американцев говорят, что были бы рады работать из дома 100% времени. Этот относительно высокий результат (США — единственная развитая экономика, входящая в десятку стран с наибольшим интересом к полностью удаленной работе) может быть следствием разницы в стоимости жизни между крупными городами США и теми населенными пунктами, где люди хотели бы жить, если бы им не нужно было ездить на работу. И напротив, лишь 8% респондентов из Китая говорят, что хотели бы постоянно работать из дома, — вследствие этого Китай находится в конце списка стран по предпочтению полностью удаленной работы. (Анализ проводился на базе 45 стран, Китай занимает
Интересно отметить, что женщины и в мире, и в России выразили более высокую заинтересованность в гибких подходах как к месту работы, так и к рабочему графику. Например, лишь 13% женщин — респондентов из России предпочли бы работу исключительно вне дома по сравнению с 22% мужчин.
Акцент на краткосрочных преимуществах
Помимо места и способов работы некоторые изменения коснулись и того, что люди ценят в своей работе. По данным предыдущего опроса BCG и The Network, проведенного в 2018 году, респонденты ожидали от работы как краткосрочных, так и долгосрочных выгод. Краткосрочные, которые были наиболее важны в 2018 году, — хорошие отношения с коллегами и руководством, а также правильный баланс между работой и личной жизнью — по-прежнему в начале списка и сегодня. Кроме этого, в список краткосрочных приоритетов вошла еще одна категория — уровень зарплаты. Долгосрочные приоритеты, такие как карьерные перспективы и профессиональное обучение, отошли на второй план.
«Приоритеты работников не могли не измениться, ведь нам всем пришлось пережить экономический и экзистенциальный кризис, — говорит Ана Лопез Гобернадо, директор по международной работе The Network и один из авторов отчета. — Во время пандемии люди рады уже тому, что у них есть работа и стабильный доход. В то же время важны человеческие отношения и баланс между работой и личной жизнью. Работодатели должны убедиться, что эти потребности удовлетворены даже в рамках виртуальной работы».
В России компенсация остается на первом месте как самый важный приоритет.
Мария Игнатова, руководитель Службы исследований hh.ru, отмечает: «Уже очевидно, что удаленный формат работы прочно закрепится в пост-пандемийной реальности и большинство компаний в том или ином виде перейдут на гибридную модель работы. Многие компании, прежде всего из сферы ИТ, финансов, страхования, услуг для бизнеса, публично озвучили свое решение перейти на гибридную модель работы в течение 2021 года, оставляя на усмотрение сотрудников выбор, где им комфортнее работать. У соискателей же при выборе работодателя фактор наличия возможности работать на удаленке постоянно или несколько дней в неделю скоро может стать в одном ряду по важности с зарплатой или соцпакетом».
Новое отношение сотрудников к разнообразию и окружающей среде
Кризис COVID-19 стал не единственным событием прошедшего года, которое повлияло на ожидания людей от работы. Протесты под лозунгом «Жизнь чернокожих имеет значение» и движение #MeToo заставили соискателей обратить больше внимания на социальные ценности компаний. А ряд климатических катастроф, включая пожары в Австралии в 2019 и 2020 годах, подтолкнул некоторых из потенциальных сотрудников к тому, чтобы поставить под сомнение уровень экологической ответственности будущих работодателей.
Примерно семь из десяти респондентов заявили, что за последний год этнокультурное многообразие и вопросы климата приобрели для них более высокую важность. (При этом чем моложе группа опрошенных, тем выше вероятность, что возросло и значение этих вопросов.) Половина всех сотрудников заявили, что они не готовы принять предложение работодателя, если его политика в этих сферах расходится с их личными воззрениями.
Российские респонденты пока еще не столь активны, и возрастные различия практически не влияют на их взгляды, причем более молодая аудитория выглядит пассивнее. Обеспокоенность вопросами экологии выразили 37% респондентов из России (молодежь — 36%) по сравнению с 70% в мире. 31% опрошенных россиян (молодежь — 26%) исключили бы из списка возможных работодателей недостаточно ответственные с экологической точки зрения компании, в то время как в мире это 52%.
Неравнодушны к вопросам разнообразия 46% россиян (48% — молодежь) по сравнению с 69% в мире. 32% российских респондентов (молодежь — 30%) не стали бы рассматривать компании, не отвечающие их представлениям о разнообразии и инклюзивности, тогда как по миру эта цифра достигает 51%.
В отчете изложены рекомендации компаниям, которые помогут соответствовать ожиданиям сотрудников в области удаленной работы в долгосрочной перспективе, включая новые модели руководства и стратегии удаленной работы, сформированные для отдельных должностей.
Данные, собранные для отчета «Анализ мировых тенденций в работе», дают представление о настроениях сотрудников в разбивке по полу, возрасту, уровню образования, уровню цифровых навыков и положению в иерархии должностей. Эти данные также послужат основой для третьего отчета, который BCG и The Network опубликуют в ближайшие несколько недель в рамках своего нового исследования глобального рынка труда. Третий отчет будет посвящен влиянию пандемии на карьерные планы и перспективы.
Источник: Пресс-служба компании HeadHunter