21 июля 2021 г.
Если три-четыре года назад о process mining в нашей стране знали немногие, использования были точечны и больше на уровне пилотных проектов, то сейчас ситуация изменилась. Созданы отечественные системы подобного класса, анонсируются множественные внедрения в самых различных сферах — от банков до ритейла, открываются центры компетенций. И мы все еще едва отошли от стартовой линии.
Process mining — технология, ориентированная на глубинный анализ бизнес-процессов. Используя данные из внутренних информационных систем компании, она позволяет получать актуальную и достоверную информацию обо всех протекающих процессах. О перспективности и преимуществах процессной аналитики уже не раз заявляли в Gartner. Недавно международное исследование, посвященное технологии, представила аудиторская компания Deloitte. И его результаты оказались любопытны.
Об исследовании
Объектами исследования стали два типа компаний:
- уже внедрившие и активно работающие с технологий;
- кто только планирует обратиться к процессной аналитике.
Было опрошено 106 директоров по ИТ и руководителей бизнес-направлений из 24 стран. Респонденты занимают самые различные позиции в организационной иерархии — от члена высшего руководства до штатного специалиста.
Считаю это большим преимуществом, поскольку исследован практический опыт использования технологии всех участников жизненного цикла проекта:
- владельца процесса, бизнес-заказчиков и представителей ТОП-менеджмента — всех сторон, заинтересованных в получении непосредственной бизнес-выгоды от инициатив по оптимизации бизнес-процесса;
- специалистов по процессу — тех, кто составляет план проекта и выделения ресурсов, контролирует выполнение проекта и тесно работает с аналитиками.
Ожидания
Исследование акцентирует внимание, что лидером ожиданий респондентов от внедрения технологии стала «Оптимизация процессов», в ней заинтересовано 77% опрошенных. На самом деле, оптимизация — многозначный термин, размытый и абстрактный. По моему опыту, каждый бизнес-заказчик ставит перед собой конкретные задачи, которых хочет достигнуть оптимизацией — от сокращения времени на выполнение того или иного процесса до высвобождения ресурсов для дальнейшего развития компании. Поэтому во многом здесь кроется целый спектр ожиданий — от прямых выгод, которые можно получить непосредственно при помощи process mining, до побочных.
Прозрачность процессов, к которой стремится 57% респондентов, — это прямая выгода, которую получает компания от внедрения технологии. Основываясь на данных из информационных систем организации, process mining формирует фактическое выполнение процесса, так называемый «цифровой двойник». Он точен, актуален и полностью достоверен. Появляется правильное понимание того, как все происходит внутри компании, становится возможным найти потенциал для автоматизации процессов. Но все это не гарантирует экономии (46%), повышения лояльности клиентов (20%) или сокращения производственного цикла (28%) — их могут обеспечить только управленческие решения об изменениях методов работы, автоматизации процессов/операций, обучении сотрудников и т.д. Process mining, как навигатор, он прокладывает дорогу из пункта А в пункт Б. Но пройти по ней необходимо самим.
Внедрение
63% респондентов уже начали реализацию проектов по process mining, 22% планируют использовать в будущем (из них 87% хотят реализовать пилотные проекты или провести проверку концепции, 13% — внедрить технологию во всей организации).
Позитивная тенденция, ведь даже на примере нашей страны можно отметить, как растет интерес бизнеса к технологии. Если 3 года назад внедрения были единичны, то сейчас все больше компаний анонсируют как минимум пилотные проекты с перспективами дальнейшего масштабирования в рамках компании для промышленного внедрения. 86% наших клиентов, получив результаты пилота, подтвердили намерение о дальнейшем использовании процессной аналитики.
67% респондентов отметили, что внедряют process mining в закупках, 60% — в бухгалтерском учете, 49% — в продажах. Это неудивительно, поскольку процессы относятся к обслуживающим и обладают рядом схожих признаков:
- соответствие набору определенных правил;
- повторяемость;
- высокий риск возникновения ошибок человеческого фактора;
- наличие в большинстве компаний независимо от сферы;
- высокая требовательность к срокам исполнения.
Все это делает вспомогательные процессы наиболее удобным стартом для внедрения процессной аналитики. Например, один из недавних наших кейсов был связан с работой бэк-офиса крупной банковской структуры. Мы исследовали работу с ценными бумагами и рекомендовали автоматизировать импорт биржевых отчетов, что позволило сократить время процесса на 15%.
Несмотря на результаты, собственные наблюдения доказывают, что наибольший эффект компания получает в случае внедрения process mining в ключевые процессы. Но, к сожалению, в России, несмотря на удачные внедрения, компании к такому все еще пока не готовы. Только после пилота и получения первых результатов.
Вил ван дер Аалст, основоположник и евангелист технологии, убежден, что «реальную пользу от Process Mining вы ощутите, если будете непрерывно внедрять эту технологию сразу во многие операционные процессы».
Результаты и масштабирование
Чего компании ожидают от использования process mining понятно, теперь вопрос: а соответствуют ли ожидания реальности?
84% респондентов (45% «Согласен» и 39% «Абсолютно согласен») подтвердили, что внедрение process mining принесло пользу их компании. 38% респондентов уверены, что технология сделала их процессы более прозрачными, 31% положительно оценивают внедрение мер, связанных с оптимизацией процессов (автоматизация и т.д.).
Кейс: исследуя и анализируя процесс выдачи зарплатных карт в одном из ТОП-3 банков, нам удалось:
- найти потенциал для сокращения количества ошибок в процессе на 13%;
- определить «узкие места» в бизнес-процессах, влияющие на увеличение срока исполнения задач;
- обнаружить избыточные действия в ПО банка, не несущие смысловой нагрузки.
Все это позволило банку найти потенциал увеличения скорости обслуживания клиентов на 30%.
Интересно, что только 9% респондентов выделили в результатах сокращение производственного цикла, 8% — реальную и измеримую экономию, а 3% и вовсе заявили, что не ощутили на себе никаких выгод. И это хочется пояснить.
Само внедрение технологии не принесет выгоды здесь и сейчас. Это не мгновенная инъекция эффективности, а «долгое лечение». Исключительно технологии и программного решения всегда будет мало, многое зависит от того, как в компании организован сам процесс: от навыков, компетенций и слаженности персонала, качества данных, управленческих решений, корректного распределения обязанностей и, конечно, количества ресурсов. Людям нужна наглядность, и достичь ее можно путем использования интерактивных панелей — дашбордов, именно поэтому мы и начали реализовывать этот подход в своей системе process mining. В Deloitte также отмечают этот момент и подчеркивают, что без этого организациям будет сложно получить достоверную информацию.
Правда в том, что весь потенциал технологии экспертам еще предстоит изучить. И уверен, впереди ждет много интересных открытий.
Источник: Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум»