19 августа 2021 г.
Совмещать привычный офисный и дистанционный стили занятости, не теряя притом эффективности коллективной работы, не так-то просто. 2021 Work Trend Index указывает: мало того, что приходится корректировать планы развития предприятий и предотвращать выгорание наиболее ценных сотрудников, — необходимо ещё заботиться о сохранении здорового уровня коммуникаций внутри гибридной команды, а также находить и удерживать новые таланты, в какой бы точке планеты те ни находились.
Поговори же ты со мной
Популярный сегодня термин networking описывает с незапамятных времён выстраиваемую и используемую людьми систему личных связей разной интенсивности и густоты. Узнавать, что они всю жизнь, оказывается, неустанно занимались нетворкингом (как мольеровский Журден, вдруг осознавший, что от рождения говорил исключительно прозой), наши современники стали в основном как раз с началом коронакризиса — когда пространство прямых контактов моментально схлопнулось до одной-единственной совместно самоизолированной нуклеарной семьи. И для многих налаженные до пандемии связи оказались чрезвычайно полезным подспорьем в деле преодоления вызванных ею жизненных трудностей.
Для многих — но не для представителей поколения Z; тех, кому сейчас от 18 до 25 лет. Составители 2021 Work Trend Index свидетельствуют: как раз «зумеры», и прежде-то ориентированные, скорее, на онлайновые коммуникации, сегодня сильнее прочих поколений страдают от чрезвычайно слабого нетворкинга: в плане как узости круга личных контактов, так и неразвитости умений эти самые контакты налаживать. Выяснилось вдруг, что через Интернет прекрасно можно фолловить, лайкать и репостить, но для выстраивания подлинно доверительных отношений — основы нетворкинга — цифровая среда (по крайней мере, в нынешнем её виде) подходит слабовато. Как и для формирования устойчивых рабочих взаимодействий, непрерывно подпитываемых пусть даже мимолётными личными контактами.
Согласно приведённым в 2021 Work Trend Index данным, «зумеры» статистически значимо более, чем прочие возрастные группы, испытывают трудности с самомотивацией при удалённой занятости, с нахождением оптимального баланса между работой и личной жизнью и с противодействием выгоранию. На них же сильнее всего сказывается отсутствие тривиального для офлайновых коллективов непрерывного личного взаимодействия с коллегами, в ходе которого значительно проще чему-то (даже исподволь) научиться, освоить какие-то полезные умения и навыки, да и просто разобраться, как организовать свой ежедневный труд оптимальным образом.
Слабость социальных связей внутри гибридного коллектива, недостаток командного духа влияют не только на вовлечённость в общий труд и на уровень самомотивации. Менее склонный доверять коллегам человек реже выступает с предложениями, которые могут оказаться значимыми и полезными для всех, — тем самым в рабочей группе (отделе, департаменте) и в компании в целом замедляется темп инноваций. Что крайне тревожно, поскольку как раз представители поколения Z, как наиболее восприимчивые к высоким технологиям с самого рождения, способны внести максимальный вклад в действенную цифровизацию всех сторон деятельности своего коллектива. Как ни парадоксально, именно нехватка чисто офлайнового нетворкинга становится препятствием на пути подлинно эффективной цифровой трансформации бизнеса.
Верность каждого себе — залог успеха всех
Тезис об уменьшении плотности социальных связей в ситуации дистанционной занятости иллюстрируют приведённые в 2021 Work Trend Index данные статистики использования Microsoft Teams и Outlook для организации совместной работы. Вполне предсказуемо частота онлайновых взаимодействий внутри узких коллективов, занятых решением общей задачи, на удалёнке возрастает. Однако вместе с этим значительно сокращается частота коммуникаций с людьми вне этих малых групп — с коллегами из соседних отделов, знакомыми, даже родственниками.
Вместе с тем, как показывает новозеландская, например, практика, после ослабления ограничений на перемещение и возврата от чисто дистанционной работы к хотя бы гибридной люди снова возобновляют выстраивание социальных взаимодействий, — надо полагать, в основной своей массе по-прежнему неосознанно, но тем не менее эффективно. И ещё один важный вывод сделали исследователи, изучив поведение сотрудников распределённых офисов: оно даже на работе становится более человеческим.
Значимость восприятия команды как большой семьи, а коллег — как родственных по духу людей, всегда осознавалась передовыми руководителями. Не случайно за несколько «золотых» для мирового бизнеса лет, предшествовавших кризису 2008 г., на всевозможные программы тим-билдинга было затрачено больше средств, чем за десяток лет и до, и после этого периода. Но вспышка COVID-19 внезапно продемонстрировала, что нет необходимости вывозить коллектив на природу и подвергать там искусственному стрессу, чтобы пробудить в сотрудниках ощущение бытия единой командой, взаимные симпатии и стремление к обоюдной поддержке. Коронакризис оказался куда более эффективным коучем.
Авторы 2021 Work Trend Index отмечают, что переведённые на удалёнку сотрудники поневоле стали проявлять в рабочей обстановке куда больше человеческих черт, чем это было принято (и возможно!) в чисто офлайновой схеме работы. Одно дело — провести в стенах офиса намеченный руководством «день с детьми» или «день с домашними питомцами», не очень хорошо понимая, для чего это нужно, и откровенно тяготясь необходимостью разрываться между исполнением рабочих обязанностей и присмотром за приведёнными с собой малыми сими.
И совершенно другое дело, когда в ходе очередного Интернет-совещания каждый его участник совершенно естественным образом вынужден раскрывать перед беспристрастным глазком веб-камеры свою чисто человеческую сторону — утихомиривая расшалившуюся собаку, отвлекаясь на позвонившего в дверь курьера, помогая ребёнку с трудным вопросом из ставшей на время онлайновой школьной программы. Офисные личины — а в большей или меньшей степени ими обзаводилось большинство наёмных работников — словно по волшебству исчезли, и каждый увидел в другом точно такого же человека, как и он сам, — просто со своим уникальным комплектом обстоятельств, чаяний и предпочтений.
Это, в свою очередь, сильнее сплотило пережившие коронакризис коллективы, сделало работу в них более комфортной, повысило степень вовлечённости каждого в общее дело. По данным 2021 Work Trend Index, год спустя после вспышки коронавируса 39% опрошенных сотрудников стали более склонны проявлять себя на рабочем месте такими, каковы они на самом деле, и 31% меньше стесняются демонстрировать коллегам в ходе онлайн-конференций не только обстановку собственной квартиры, но и своё поведение в домашней среде. Можно добавить, что отключённая в ходе делового разговора камера уже не воспринимается большинством как норма (хотя в начале коронакризиса было именно так), а функция наложения искусственного фона в системах совместной работы онлайн всё чаще остаётся незадействованной, — тогда как год назад ею пользовались гораздо активнее.
В целом организаторы исследования 2021 Work Trend Index делают вывод, что гибридный стиль идёт на пользу офисному труду, поскольку открывает гораздо более широкие возможности по поиску и вовлечению в коллектив новых талантов, по раскрытию внутреннего потенциала каждого сотрудника. Можно сказать, превращает работу из ограниченной сорока часами в неделю добровольной каторги, необходимой исключительно из соображений выживания, в дело всей жизни — и место, офлайновое или нет, в которое раз за разом хочется возвращаться.
Дополнительная свобода, которую предоставляет гибридная занятость, высоко ценится наёмными работниками. Около 46% участников исследования, работавших на момент его проведения на удалёнке, заявили, что уже в этом году планируют физически переместиться в новую для себя локацию, не теряя связи с гибридным коллективом. И вряд ли стоит сомневаться, что производительность их труда в более комфортных условиях проживания только повысится.
Безусловно, такой настрой сотрудников бросает новый вызов бизнесу, поскольку теперь даже в самой отдалённой местности, до которой дотягивается широкополосный Интернет, начинается жёсткая конкуренция за таланты между местными компаниями и работодателями регионального и мирового класса. По данным 2021 Work Trend Index, 41% респондентов намерены в течение года поменять нынешнего своего нанимателя.
Исследователи сформулировали в заключение несколько советов работодателям, намеренным сделать свои компании центрами притяжения талантов в реалиях гибридной занятости:
- тщательно продумать и выстроить схему организации гибридной работы в своей компании,
- инвестировать в переоборудование офлайновых пространств (с возможным сокращением их площадей) и в совершенствование ИТ-инфраструктуры для гибридной работы,
- взять под контроль «цифровое выгорание», сделав противодействие ему на ранних стадиях одним из важнейших критериев оценки качества работы менеджмента на всех уровнях,
- сделать приоритетом реорганизацию социального капитала компании и преобразование корпоративной культуры в соответствии с реалиями гибридной занятости,
- открыть охоту на таланты вне зависимости от их территориального расположения, предоставляя им наиболее комфортные условия дистанционной работы и заботясь о самом полном вовлечении их в жизнь гибридного коллектива.
Источник: Максим Белоус, crn.ru