3 ноября 2021 г.
Совместное исследование MIT Sloan Management Review и BCG показало, что использование ИИ положительно влияет как на финансовый результат, так и на культуру компании, причем этот эффект носит взаимоусиливающий характер.
Внедрение технологий искусственного интеллекта в организации повышает эффективность персонала и помогает улучшить процесс принятия решений; 62% опрошенных отмечают повышение конкурентности компании, но лишь 2% смогли внедрить ИИ без каких либо изменений в свои бизнес-процессы, — показало ежегодное исследование MIT SMR и BCG, основанное на опросе 2197 менеджеров из 106 стран и 28 отраслей. Это уже пятое ежегодное межотраслевое исследование результатов внедрения технологий ИИ. В этом году особое внимание было уделено рассмотрению культурного аспекта внедрения ИИ в компаниях как на уровне отдельных команд, так и организаций в целом.
«Все те страхи перед ИИ, которые люди испытывали в последние годы, оказались во многом преувеличенными. Как говорится, у страха глаза велики, а по сути, мы наблюдаем уникальный феномен. Как показало наше исследование, сотрудники компаний, которые успешно внедрили технологию в свою повседневную работу, утверждают, что их компании стали более человечными. Более половины заявили о повышении эффективности своей работы, но, что более важно, 79% из них считают, что ИИ позволяет поднять моральный дух, а 78% — что люди стали лучше взаимодействовать друг с другом», — подчеркивает Александр Лещинер, управляющий директор и партнер BCG, руководитель BCG GAMMA в Москве.
Как отмечают авторы, во многих компаниях, внедривших ИИ, культурные и финансовые выгоды, связанные с технологией, имеют взаимоусиливающий эффект. «Большинство компаний пока еще не получает существенной финансовой выгоды от ИИ. Те же, кому это удается, как правило, умеют извлекать из этих технологий пользу и для своей корпоративной культуры. Наше исследование показывает, что два эти направления тесно взаимосвязаны, а не развиваются по отдельности», — комментирует Сэм Рансботэм, преподаватель факультета информационных систем Школы менеджмента Уоллеса Э. Кэрролла (Бостонский колледж) и один из авторов отчета. (Рис. 1)
Приходится признать, что пока внедрение ИИ приносит значительные финансовые результаты далеко не всем. В то время как 58% респондентов оказались согласны с тем, что ИИ позволяет повысить эффективность на уровне отдельных команд и повысить качество принимаемых ими решений, на уровне организации в целом заметную финансовую выгоду от инициатив по внедрению ИИ смогли получить лишь 11% опрошенных, такой же результат был и в нашем прошлогоднем исследовании.
Одной из причин может быть то, что лишь немногие компании внедряют ИИ в масштабах, достаточных для создания «существенных» финансовых выгод. Но другое возможное объяснение состоит в том, что те организации, которые получают существенные финансовые выгоды, начали мастерски осваивать динамику C-U-E (Culture-Use-Effectiveness, культура-использование-эффективность). Они знают, как интегрировать ИИ в культуру компании и извлечь из этого выгоды, одновременно с этим используя ИИ для получения финансовых преимуществ. Исследование показало, что это взаимосвязанные, а не обособленные виды деятельности.
Среди возможных причин авторы исследования также называют недоверие к технологии. При этом, как показал опрос, почти половина опрошенных считает, что недоверие к ИИ вызвано недостаточным пониманием этой технологии (49%) или нехваткой обучения (46%). Среди других причин, стоящих на пути повышения доверия к технологии, респонденты также выделили некачественные данные (31%), несоответствие ожиданиям (20%) и неправильные решения (14%).
«Чтобы внедрить ИИ, зачастую необходимо поменять культуру компании, и наоборот — внедрение ИИ способствует оздоровлению культуры, — объясняет Дэвид Кайрон, шеф-редактор MIT SMR и один из авторов отчета. — Однако если ваша культура отвергает любые инструменты на базе ИИ просто по определению, с внедрением также ничего не выйдет. Принятие ИИ начинается с доверия. А доверие можно построить, лишь обучив работников, объяснив им логику рекомендаций ИИ и предоставив инструменты, которые помогут им решать реальные проблемы».
Шервин Ходабандех, старший партнер и управляющий директор BCG и член команды топ-менеджмента BCG GAMMA в Северной Америке, добавляет: «С учетом того, насколько хорошо ИИ зарекомендовал себя на уровне отдельных команд и корпоративной культуры, руководители компаний просто обязаны найти способ транслировать и масштабировать этот успех на всю организацию. Более того, для них ИИ может стать эффективным управленческим инструментом, позволяющим обеспечить соответствие моделей поведения задачам бизнеса, в том числе, в области корпоративной социальной ответственности и равных возможностей для каждого».
Исследование MIT SMR и BCG основано на опросе 2197 менеджеров из 106 стран и 28 отраслей, а также 18 личных интервью с представителями высшего руководства компаний. Интервью проводились с топ-менеджерами компаний Pernod Ricard, CBS, Northwardual, Rexel, Humana, KLM, McDonald’s, H&M, Nasdaq, Moderna, Spotify, PepsiCo, Levi Stuss, Cooper Standard, the Notre Dame-IBM Technology Ethics Lab, 1-800-Flowers и Mastercard.
Источник: Пресс-служба компании BCG