29 ноября 2021 г.
Новые правила жизни (COVID-19) оказали прямое влияние не только на образовательные организации, но и на вендоров, чьи информационные системы заменили бумажные дневники и журналы. Можно с уверенностью сказать, что к столь резкому и стремительному переходу на удаленку не были готовы ни учителя в школах, ни разработчики технологических решений. Учителя оперативно осваивали методы преподавания онлайн, меняли подходы к общепринятому и привычному образовательному процессу, разработчики пересматривали предназначение своих продуктов: как быть полезными в период онлайн-обучения и как быстро справиться с возросшей нагрузкой на платформы в связи с резким увеличением пользователей.
Следует отметить, что модернизация образовательной деятельности началась еще задолго до пандемии. Последнее десятилетие ознаменовано трансформацией системы: начиная от компьютеризации, заканчивая внедрением передовых технологий.
Мощным катализатором изменений оказалась пандемия, способствовавшая совершенствованию современных технологических разработок и переходу к комбинированному формату обучения. Например, по итогам 2020 года компания Smart Ranking при поддержке пула участников рынка составила рейтинг крупнейших EdTech-компаний России. Суммарная выручка топ-60 выросла более чем на 113% относительно предыдущего года, достигнув почти 34 млрд рублей. В 2020 году рост показало и школьное образование, для которого наиболее успешным периодом традиционно стали II и IV кварталы. Переход на полное дистанционное обучение заставил учителей и школьников искать альтернативу очному образованию.
Можно выделить несколько предпосылок, которые способствовали процессу обновления российских образовательных платформ. Во-первых, многие образовательные продукты представлены на рынке достаточно давно, поэтому модернизация для них — закономерный и логичный процесс. Во-вторых, если раньше инициатором цифрового развития было государство и технологические решения создавались под его запросы, то текущая динамика ИТ-рынка, высокая вовлеченность родителей, педагогов и учеников изменили ситуацию. Теперь «Заказчиком» становится сам пользователь и требования к функциональности решений растут. И, в-третьих, сегодня необходимо оперативно подстраиваться под быстро меняющиеся реалии и следовать последним трендам отрасли.
Изменения коснулись и платформ нашей компании, в том числе «Электронной школы», которая создана для автоматизации процессов в учебных заведениях. Главной целью обновления было не только визуально преобразовать систему, добавить в нее новые инструменты и расширить возможности существующих, но и сделать управление образовательным процессом проще и быстрее, а также сформировать современную цифровую среду, в которой будет удобно работать всем пользователям: учителям, родителям, школьникам.
Кроме того, развивать свои продукты начали не только вендоры сферы образования, но и ответственные ведомства в масштабе РФ, осознавшие, что цифровая система в России не была готова к внезапному переходу на формат удаленного обучения. Были разработаны новые законопроекты, началась реализация современных отечественных платформ, направленных на онлайн-обучение. Так, в 2019 году был дан старт федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», ориентированному на создание и внедрение в организациях цифровой среды, а также обеспечение реализации трансформации системы. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию электронных ресурсов и контента для учебной деятельности. В современных реалиях именно разработка подобных проектов становится приоритетом, так как они обеспечивают становление инновационного пространства.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что основная цель отрасли сегодня — формирование функционально грамотного подрастающего поколения и специалистов, которые эффективно используют в своей деятельности ИТ-технологии. И именно совершенствование и развитие человеческого капитала станет приоритетным направлением сферы образования.
Источник: Альберт Гайнутдинов, директор направления «Образование» компании «БАРС Груп»