18 марта 2022 г.
Экономика требует роста серверных мощностей, но с регулярными поставками нужного оборудования в ближайшее время возможны проблемы. Попытаемся оценить масштабы явления и возможные реакции на ситуацию игроков рынка.
Нехватка мощностей может стать заметна уже через пару месяцев, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на неназванный источник. Откуда взялся дефицит, когда санкции серверный рынок хотя и затронули, но о коллапсе говорить не приходится?
Масштабы серверного рынка
Квартальная емкость российского сегмента составляет порядка 50 тыс. серверов. За последний квартал прошлого года было поставлено 50199 серверов всех типов, по данным IDC. Сегмент рос, демонстрируя увеличение на 4,1% и 28,8% в количественном и денежном выражении, соответственно, Y2Y. Очевидно, что поставки получили явный крен в сторону тяжелых решений, в отличие от третьего квартала, когда популярностью пользователи легкие серверы.
Поставки серверных решений удовлетворяли требования национальной экономики в росте вычислительных мощностей. Использовали ли новые серверы для экстенсивного развития инфраструктур, в замену устаревшим или вышедшим из строя устройствам — вычислительные мощности росли. Потребности в росте мощностей есть и сейчас, но вот с поставками оборудования для решения этой задачи есть проблемы.
Насколько велик будет дефицит серверов?
Лидерами российского серверного рынка в IV квартале по количеству поставленных единиц оборудования были Dell, Hewlett Packard Enterprise и Yadro, по данным IDC. Первые две компании приостановили деятельность на российском рынке в начале известных событий, у третьей — наверняка проблемы с поставками комплектующих, так как Intel, AMD и Nvidia также приостановили деятельность на рынке РФ.
Какую часть рынка занимали лидеры поставок в натуральном выражении, IDC не сообщает. Однако, учитывая особенности современных рынков, когда занимающие первые места
Приостановили деятельность в России также IBM и Oracle, которые «в штуках» лидерами не были, но для сегмента был весьма заметным вносимый ими вклад «в деньгах».
С «Алиэкспресса» серверы заказать проблематично, «в чемоданах» их тоже не привезешь.
А как же другие вендоры?
В интересующем нас сегменте российского рынка из крупных глобальных вендоров остаются, например, Lenovo, Acer и Huawei. Однако они не смогут быстро компенсировать поставки серверного оборудования. Даже если быстро примут дополнительные заказы на серверные решения из России, соответствующие поставки растянутся надолго.
Напомним, что цикл поставок серверов достаточно длительный даже в нормальных условиях. А сейчас условия нормальными не назовешь: во-первых, продолжается глобальный дефицит электронных компонент, во-вторых, в Шэньчжене опять ввели локдаун из-за вспышки коронавируса...
Даже если не произойдет никаких новых форс-мажорных событий, заказанные сегодня дополнительные серверы через пару месяцев только-только начнут поступать. Причем не факт, что и через 2 месяца заводы справятся с обновленными заказами в объемах, позволяющих полностью компенсировать «количественный разрыв» на серверном рынке РФ. Разумеется, поставки будут идти по совершенно иным ценам, чем были привычны в середине зимы, но тут уж не до минимизации затрат.
Что делать заказчикам?
В современных условиях российским корпоративным заказчикам нужно всеми силами оптимизировать использование имеющегося парка серверных решений. Возможные варианты очевидны.
Во-первых, «сдувать пылинки» с имеющихся серверов нужно в прямом смысле — чистка систем охлаждения от пыли повышает эффективность теплоотвода, снижает рабочую температуру и уменьшает вероятность перегрева, который является одной из основных причин сбоев и поломок. Заметим, что чистку нужно провести не только в вентиляторах серверов, но и в системах охлаждения серверных и ЦОДов, причем ровно по той же причине.
Во-вторых, нужно оптимизировать использование имеющихся серверных мощностей. Вариантов для этого достаточно много, от ребалансировки нагрузок до виртуализации серверных решений на имеющемся «железе». Последнее хороший вариант, так как позволяет увеличить коэффициент загрузки «железа» и упрощает упомянутую ребалансировку. Конечно, тут тоже не все просто — ряд глобальных поставщиков программ для виртуализации серверов приостановили поставки на российский рынок, поэтому придется выбирать санкционно-защищенные варианты, которые нужно будет оперативно осваивать.
В-третьих, возможно, придется «сдуть пыль» с недавно списанных серверов, которые еще могут взять на себя часть вычислительных нагрузок. Пусть они будут недостаточно производительны по современным меркам и недостаточно энергоэффективны, а поэтому в эксплуатации дороже модерновых решений, но сейчас эти параметры уходят на второй план!
В-четвертых, возможно изменение архитектуры корпоративной инфраструктуры для оптимизации использования имеющегося «железа». Тут простор для вариантов: одни нагрузки можно перенести между своими серверами, другие — вынести на виртуализированную инфраструктуру, третьи — на доступные мощности cloud-провайдеров и т. д.
В-пятых, наступает время для совместного использования ресурсов в серверном сегменте. Арендовать серверные мощности корпоративным заказчикам можно не только у провайдеров, но и у компаний из других сегментов рынка, готовых предоставить избыток собственных ресурсов для использования третьей стороной. Конечно, такая форма взаимодействия пока вызывает настороженность, но полностью отвергать данный вариант «shared economy» не следует. Конечно, для ее практического применения нужно решить ряд технических и юридических моментов, а также уточнить соответствие разворачиваемого решения ряду регуляторных требований, но такой вариант тоже может быть полезен.
Что это значит для индустрии
Наставшие времена будут вспоминать как «эпоху большой оптимизации». Экстенсивные пути развития крайне затруднительны, придется делать акцент на интенсификации в разных формах, причем действовать нужно крайне быстро, по меркам корпоративного рынка просто молниеносно.
Этим ситуация несколько похожа на времена начала пандемии, когда национальному ИТ-бизнесу пришлось оперативно разворачивать инфраструктуры под новые задачи, решая проблемы как технические, так и управленческие. Например, внедрение в корпоративные практики удаленных рабочих мест и решений в публичных «облаках» зачастую годами встречало сопротивление со стороны классических «безопасников», но в условиях пандемии политики безопасности обновили в считанные часы.
Аналогичные по новизне и масштабности задачи перед национальным ИТ стоят и сейчас. Два года назад требовались реинжиниринг ряда работающих решений (например, при выносе «на удаленку» рабочих мест с сохранением доступа к корпоративным ресурсам) и разворачивание новых функциональных решений (например, в области e-commerce). Сейчас задача радикально интенсифицировать использование имеющихся вычислительных ресурсов в ядре инфраструктуры, что необходимо корпоративным клиентам как для продолжения операционной деятельности, так и для дальнейшего развития бизнеса. Это потребует напряжения сил и обновления экспертизы, но в результате национальный ИТ-бизнес станет еще мощнее.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE