23 марта 2022 г.
Сегмент телевизоров оказывается под воздействием разнонаправленных тенденций, но остается интересным для российских игроков рынка ИТ. Основной тренд — телевизор есть «ядро» домашних развлечений — сохраняет актуальность. Более того, при ограничении других развлечений за пределами дома — например, путешествий — важность телевизора растет, хотя есть и контр-тренды.
Что было в мире?
Мировой рынок телевизоров уже третий год переживает не лучшие времена. Проблемы с электронными компонентами, разрывы и усложнение цепочек поставок, удорожание транспорта и пр. — все это действует как на серверы, так и на телевизоры. В ковидном 2020 году smart-телевизоры подорожали на треть (!), по данным NPD, что по понятной причине негативно отразилось на динамике продаж.
В 2021 году ситуация с полупроводниками не улучшилась, поэтому в сегменте телевизоров радикальные изменения не произошли, и продажи еще ухудшились. В прошлом году производители по всему миру отгрузили порядка 213,54 млн телевизоров, по данным Omdia, что на 1,93 млн штук меньше, чем годом ранее. Объем глобального рынка оказался минимальным с 2010 года! Остающиеся высокими цены не позволили увеличить реализацию ТВ даже в сезон предновогодних распродаж, когда к телевизорам традиционно повышенное внимание. Однако несмотря на существенное падение продаж рынок остается огромным.
Как выглядит ситуация в России?
Тут телевизоры были и остаются популярным товаром. Например, эту товарную категорию на первое место ставит компания «Позитроника», один из крупнейший российских интернет-ритейлеров, подводя итоги пошлого года и отмечая, что «телевизоры» превзошли категорию «ноутбуки» и «бытовая техника».
В кризисные времена россияне активно раскупают именно телевизоры. Это прекрасно видно по статистическим данным в начале известных событий: по абсолютным показателям спроса телевизоры как товарная категория показали опережающий спрос, согласно анализу спроса на платформе сервиса Price.ru за период
Для сравнения: в категории мобильные телефоны показатели составили 25%/8%, ноутбуки — 48%/9%. Заметим, что соответствующие показатели у холодильников — 97%/20%, а у стиральных машин — 109% без увеличения цены, что подтверждает наш тезис о том, что «белая техника» крайне важна для россиян в современных условиях, даже важнее телевизоров.
«Самыми покупаемыми товарами остаются бытовая техника и электроника — из-за опасений об ее дальнейшем удорожании», — отметил Эдуард Ашрафьян, генеральный директор сервиса Price.ru. В подорожании бытовой техники — и телевизоров — никто не сомневается, оно будет значительным из-за повышения валютных курсов, хотя даже ориентировочные коэффициенты пока назвать сложно. Учитывая высокую чувствительность российского рынка к ценам, очевидно, что с удорожанием модельного ряда продажи будут падать.
Общеэкономическая ситуация будет негативно влиять на продажи телевизоров в РФ, так как покупательная способность россиян будет снижаться. Кроме того, финансовые инструменты, способные упростить покупки, становятся все менее доступны. Кредиты становятся достаточно дорогими, магазины не могут предоставлять рассрочки, как это делали ранее. От рассрочки отказались, например, магазины федеральной сети «М.Видео-Эльдорадо», как сообщает РИА «Новости». Ранее привычные финансовые механизмы могут вернуться в магазины электроники, если стоимость заемных денег снизится, но когда это случится, пока неизвестно.
Модельные ряды — разнообразие сохранится
Приостановка деятельности LG на российском рынке — событие значимое для сегмента телевизоров, но не убийственное. Вендор поставлял широкий спектр телевизоров разных классов, значительную часть из которых собирали на заводе в Калужской области. Сборка была, разумеется, «отверточной» — шасси телевизора с встроенным экраном приезжал из Кореи, в сборочном цеху добавляли две платы (электронный блок и силовой), выполняли выходной контроль качества и упаковку. Завод работал как на российский рынок, так и на СНГ и даже на Восточную Европу.
Зато Samsung, глобальный лидер в производстве телевизоров в течение уже 16 лет (в 2021 году доля рынка компании составила 29,5% в денежном выражении и 19,8% в количественном, по данным исследования Omdia), продолжает работу на российском рынке, как и его завод по локальной сборке ТВ-устройств.
Sony приостановила поставки Playstation в РФ, ограничила релизы игр и фильмов, но про изменения работы в сегменте телевизоров новостей пока не было. С изменением рыночной политики компания покинула лидерские позиции в российском рейтинге продаж. В поставках на локальный рынок японский гигант ранее сосредоточился на топовых моделях, но приостановка поставок элитной техники станет очень заметна.
Однако, даже если эти три гранда приостановят деятельность в рублевой зоне, национальный рынок ТВ будет легко насыщен продукцией «молодых тигров», к которым в данном случае следует отнести Huawei, Honor, Xiaomi и др., а также ранее популярными европейскими и японскими марками, которые перешли к китайским производителям. Например, марки Toshiba и Sharp на телевизионном рынке принадлежат Hisense, которая активно продвигает ТВ и под своим брендом. Напомним, что есть и российские торговые марки телевизоров — например, DEXP, которую развивает ритейлер DNS, и Novex, которую запустил «М.Видео» в 2020 году — хотя по факту это тоже ОЕМ из КНР.
Что происходит на рынке ТВ
Телевизоры все больше уходят в нишу smart-устройств. Трендсеттером тут выступил Huawei, представив рынку «ТВ-панели», которые представляют собой телевизоры, лишенные ТВ-тюнеров. Это вполне логично, так как по спектру возможностей интернет-вещание многократно превосходит эфирное. Напомним, что Huawei первым стал поставлять телевизоры 5G-модемы, акцентируя и развивая курс на превращение ТВ в подключенные устройства.
Многие решения в системах «умных домов» используют ТВ в разном качестве. Это может быть центр управления «умным домом» — ведь у них есть встроенные «голосовые ассистенты», а также аппаратные пульты управления — или служебное устройство, например, выводящее на экран видеосигнал от домофона и камер наблюдения.
Напомним, что кроме рынка бытовых телевизоров существует достаточно крупный сегмент «профессиональных ТВ». Эти устройства получают специализированное микропрограммное обеспечение, зачастую дополнительные технические возможности, например, позволяющие работать без перерыва по 16 часов и более. Эти особенности делают использование таких ТВ в барах, ресторанах, отелях, а также во многих задачах за пределами HoReCa — в приемных покоях больниц, лобби салонов красоты и т. д. Кроме того, ряд таких телевизоров применяют как «лайтовые» решения для «цифровых витрин». В данном сегменте игроков меньше, поэтому приостановка работы LG будет более заметна, однако не приведет к дестабилизации.
Вместо заключения
Среднесрочные перспективы ТВ-рынка в РФ под вопросом. Технологический тренд на увеличение диагоналей постепенно достигает своего потолка — более крупные телевизоры уже проблематично размещать в современных квартирах. Качество изображения вполне устраивает большинство пользователей, во всяком случае, прирост яркости или цветности уже не работает как мотивация для замены имеющегося телевизора на новое устройство.
Тренд на развитие «умных функций» в телевизорах развивается по восходящей. В этом плане показательно появление телевизоров под брендом Sber, производством которых будет ведать «М.Видео-Эльдорадо». Все эти устройства с разрешением UltraHD, доступны модели с диагоналями 43, 50, 55, 65 дюймов. Новинки оборудованы операционной системой «Салют ТВ» и «виртуальными ассистентами». В девайсы встроена поддержка онлайн-кинотеатра Okko и «СберЗвука», а также сервиса «облачного» гейминга SberPlay. «Виртуальные ассистенты» позволяют заказать продукты в Delivery Club и «Самокате» или, предположим, записаться в салон красоты. Экосистемный подход интересен, но позволит ли он в современных условиях новым ТВ занять заметную долю на национальном рынке — покажет время.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE