30 марта 2022 г.
Метавселенная, в которую так активно зазывают бизнес и пользователей, многим представляется подлинной революцией в межчеловеческих коммуникациях — на манер перехода от голубиной почты и фельдъегерей к телеграфу или от стационарной телефонной связи к мобильной. И хотя на деле перспективы метавселенной не слишком однозначны, нет сомнения, что участникам ИТ-канала по всей планете она принесёт немалые выгоды.
Продавцы воздуха
На данный момент всё вроде бы говорит о том, что у метавселенной — блестящая будущность. По оценке Reportlinker, в 2020 г. связанный с ней мировой рынок (global market for Metaverse) уже оценивался в 107,1 млрд долл. США, а на интервале до
Инвесторы и эксперты ИТ-рынка один за другим называют метавселенную «следующей большой вещью» (the next big thing) в Интернете, предрекая более или менее скорый переход в неё как миллиардов завсегдатаев соцсетей, так и завзятых геймеров: один лишь игровой мир Fortnite насчитывает 350 млн активных пользователей. Расцвеченные гроздьями модных терминов вроде «NFT», «Web3», «блокчейн» прогнозы уверяют, что вот-вот в виртуальные просторы метавселенной хлынут полчища пользователей, частных и корпоративных, готовых тратить несусветные суммы на не имеющие материального воплощения активы и впечатления. За ними, разумеется, последуют и рекламодатели.
В целом складывается впечатление, будто расторопному бизнесу остаётся лишь, образно говоря, подставить подходящую воронку под этот поток блистающего ничто, чтобы перенаправить хотя бы ничтожную его часть на собственные счета. В конце концов, если модный бренд Balenciaga сотрудничает с Epic Games, рекламируя и продавая виртуальные копии предметов из своей новой коллекции в многопользовательской игре Fortnite, которую можно воспринимать как прямую предшественницу грядущей метавселенной, — чем другие компании хуже?
Токен токену рознь
Почему же идея метавселенной так привлекательна для компаний самой разной направленности? Ведь доступные пользователям во всём мире цифровые миры — тот же Fortnite, или Roblox, или Animal Crossing — существуют уже долгие годы, и предусмотреть возможность путешествовать по ним с использованием шлема виртуальной реальности, а не более привычных клавиатуры и монитора, не так уж сложно. Зачем же городить новый онлайновый огород с безногими аватарами и NFT? И кстати, что это вообще такое — NFT?
Невзаимозаменяемые токены (non-fungible tokens, NFT) — своего рода криптовалюты наоборот. Важнейшее свойство любой валюты — взаимозаменяемость: один биткойн всегда равен любому другому биткойну, один доллар — другому доллару (если не рассматривать вариант, когда первый находится в бумажном виде в кошельке, а второй лежит на заблокированном по политическим мотивам зарубежном счёте). NFT же — уникальный криптографический актив (т. е. так же, как и биткойн, запись в распределённом цифровом реестре), базирующийся на смарт-контракте стандарта ERC-721. Внутри блокчейна, оперирующего NFT, невзаимозаменяемому токену принципиально невозможно создать дубликат, — зато можно сменить его владельца и добавить некие метаданные.
Уникальность NFT снимает важнейшую, с точки зрения бизнеса, проблему любого виртуального мира: copy+paste. Нечто, созданное цифровым способом — будь то аватар пользователя, некий предмет, здание, целый остров или материк, — технически ничто не мешает скопировать и воспроизвести с математической точностью.
Да, в онлайновых играх давно предусмотрены механизмы против «читерства» — получения геймерами (в обход честного игрового процесса) прямого доступа к оружию, броне и умениям с наиболее привлекательными характеристиками. Но чем сражаться с «читерами» в метавселенной, проще изначально выстроить её на принципах NFT — так, чтобы самую её основу составляли невзаимозаменяемые виртуальные активы. Что, в свою очередь, придаст этим цифровым активам вполне материальную — точнее, финансовую — ценность.
Источник: Максим Белоус, crn.ru