8 апреля 2022 г.
Эпопея с несостоявшимся приобретением британского разработчика микросхем (точнее, микропроцессорных архитектур) Arm американской компанией Nvidia японской SoftBank Group за 40 млрд долл. США, тянувшаяся весь прошлый год, завершилась чрезвычайно невнятно. По не подтверждённому официально сообщению источников Financial Times, SoftBank Group якобы решила истребовать с Nvidia неустойку в размере 1,25 млрд долл., после чего всё-таки вывести Arm на биржу — в расчёте выручить в ходе первичного размещения акций уже около 60 млрд долл. Однако ситуация, судя по всему, меняется снова.
Завидная покупка
Южнокорейское агентство Yonhap сообщает, что теперь компания SK Hynix — серьёзный производитель чипов памяти с долей в мировом сегменте DRAM около 28% и NAND около 12% — заявила о намерении приобрести многострадального британского разработчика. Причём не сама, а в составе некоего пока не оформленного консорциума. «Я не верю, что Arm может быть приобретена какой-то компанией единолично», — заявил по этому поводу вице-председатель SK Hynix Парк Юнг-хо (Park Jung-ho).
Камнем преткновения для сделки между SoftBank Group и Nvidia стало, напомним, противодействие регулирующих органов, в первую очередь британских. Как fabless-чипмейкер, базирующий немалую долю своих разработок на лицензируемых технологиях Arm, Nvidia в случае покупки британской компании получила бы неравноправный доступ к этим технологиям по сравнению с другими лицензиатами.
И хотя сама американская компания неоднократно клятвенно заверяла, что приложит все силы для сохранения открытой модели лицензирования Arm, судя по тому, что сделка расстроилась, регуляторов предложенная аргументация не убедила.
Спокойствие, только спокойствие
Arm была прежде независимой компанией, однако её руководство едва ли не с восторгом приняло в 2016 г. предложение SoftBank Group о покупке (менее чем за 20 млрд долл.). Главный продукт Arm — процессорная архитектура ARM, на базе которой в мире ежегодно производятся около 25 млрд. чипов, применяемых затем буквально в любых электронных устройствах — от умных ТВ и автомобилей до смартфонов и серверов. Руководство компании в момент приобретения той японцами радостно заявляло, что в новом качестве она наконец-то сможет сосредоточиться на инженерных разработках, не отвлекаясь на такие досадные помехи, как ежеквартальные отчёты перед акционерами и вывод немалой доли выручки из бизнес-оборота через дивиденды.
Вожделенное спокойствие, увы, продлилось для Arm недолго. Ряд других инвестиционных проектов SoftBank Group уже к сентябрю 2020 г. оказались настолько неудачными, что компании потребовались оборотные средства — и она решила перепродать свой британский актив Nvidia. Больше, строго говоря, никто в отрасли не мог тогда предложить сопоставимой суммы, — 40 млрд долл.
Здесь-то и возник конфликт интересов: если SoftBank Group как инвестиционный конгломерат не претендовал на получение каких-то конкурентных преимуществ от владения интеллектуальной собственностью Arm, то разработчик чипов (в том числе на базе ARM-архитектуры) Nvidia — дело совершенно иное. Британский национальный центр противодействия киберугрозам прямо указал тогда, что предполагаемая сделка представляет собой «потенциальный риск для национальной безопасности».
Деглобализация процессоростроения
Что же за перемены такие произошли в Соединённом Королевстве всего-то за четыре года — с
Алекс Янгер (Alex Younger), бывший глава MI-6, в интервью Financial Times призвал британское правительство «натянуть каждую жилку», но сохранить Arm в качестве крупнейшего ИТ-бриллианта в короне Её Величества — поскольку «будущая безопасность зависит от нашей способности поддерживать и развивать сильную научную и технологическую базу». И это не просто слова: сегодня во множестве регионов мира активно развиваются собственные микропроцессорные производства.
Прежде многие десятилетия всех устраивала концентрация главных чипмейкерских фабрик, готовых обслуживать множество заказчиков, фактически в двух локациях на планете: на Тайване (где совокупная их выручка превышает к настоящему времени 70% от общемировой) и в Южной Корее. Да, Intel производит почти все процессоры для себя сама, как и Samsung Electronics. Но прочие глобальные вендоры СБИС, включая Nvidia, Qualcomm, AMD и множество других, полагаются как раз на независимых чипмейкеров, производящих по предоставленным им чертежам фотолитографирование кремниевых пластин на своих машинах.
И вот теперь, когда ковидный удар по мировым производственным и логистическим цепочкам дополнила утрата доверия к доллару как всеобщей мировой валюте, каждый сколько-нибудь развитый регион мира стремится налаживать собственные микропроцессорные производства.
Евросоюз планирует потратить на эти цели 43 млрд евро, США направляют на развитие чипмейкерской индустрии на своей земле 52 млрд долл., Япония выделяет на те же цели около 7 млрд долл. Новые фабрики по выпуску СБИС собираются возводить в КНР и в Индии. Всего мировые расходы на оборудование для микропроцессорных фабрик, по оценке ассоциации SEMI, в текущем году впервые в истории превысят 107 млрд долл. — это только на оборудование, без учёта затрат на аренду/покупку земли, проведение коммуникаций, собственно строительство и т. п.
Не было ни гроша, да вдруг алтын
Пока у SK Hynix неплохие шансы довести сделку с SoftBank Group до успешного завершения. Эта южнокорейская компания специализируется в настоящее время на чипах памяти DRAM и NAND, — то есть прямой доступ к разработкам популярной архитектуры микропроцессоров не наделит её какими-либо конкурентными преимуществами. Кроме того, если покупку Arm произведёт действительно широкий международный консорциум, это гарантирует равный доступ к соответствующей интеллектуальной собственности множеству соперничающих между собой разработчиков. Что для рынка, безусловно, хорошо.
Однако новая проблема может возникнуть уже буквально через
Учитывая, насколько велик интерес во всём мире к микроархитектуре, неподвластной американским (или каким-либо иным) санкциям, вполне может статься что буквально через считанные годы ценность интеллектуальной собственности и наработок Arm значительно снизится относительно нынешнего заоблачного уровня —
А будут ли при этом выпускаемые в том или ином макрорегионе процессоры базироваться на архитектуре ARM, RISC-V, x86, MIPS или иной — уже не суть важно. Очевидно, что и местные операционные системы и прикладное ПО исходно станут разрабатывать с ориентиром на доступные именно здесь процессоры. А уж в облаках — с учётом успехов средств виртуализации — и вовсе не будет большой разницы, какое конкретно «железо» обеспечивает работу данного конкретного приложения. Главное, что нынешняя фактически линейная (на восходящем участке — от сырья к чипам) структура мирового ИТ-рынка, крайне уязвимая к мерам неэкономического воздействия, окажется коренным образом переустроена.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News