15 апреля 2022 г.
Российские гиганты начали активно выпускать телевизоры под собственными брендами. Процесс предсказуем, но его детали настолько показательны для рынка, что заслуживают более подробного рассмотрения. Тотальность санкционного давления пока осознали не все, но свободной от соответствующих рисков группы хай-тех-товаров не существует. Телевизоры в данном случае не являются исключением, а про важность данного класса товаров для российского рынка мы рассказывали.
Под санкционным давлением — вся электроника
Большинство современных устройств — в том числе, smart-TV — являются подключенными девайсами, которым для стабильной работы нужно взаимодействие с «облаками» или с серверами производителя. С одной стороны, это позволяет актуализировать софт устройств для поддержания нужного уровня стабильности, защищенности и функциональности. С другой стороны — открывает широкие возможности для «коррекции» функциональных возможностей в зависимости от внешних условий, в том числе, продиктованных санкционным давлением.
Вариантов много: устройства могут быть полностью «окирпичены» или утратить возможность обновления, а также, например, лишиться взаимодействия с какими-либо внешними сервисами. Последнее в случае с телевизорами может означать исчезновение из доступа онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов, онлайн-каналов, YouTube и т. д.
Как видно, создание smart-TV на санкционно-устойчивых платформах вполне актуально. Отметим, что на таких устройствах платформа жестко «сцеплена» с «железом», изменить ее в процессе эксплуатации будет вряд ли возможно. Поэтому популярность телевизоров российского производства — точнее, телевизоров с предустановленными локальными smart-платформами — шаг вполне предсказуемый и логичный.
Производство smart-телевизоров — это просто
«Отверточная сборка» телевизоров — а в данном случае будет именно она — предусматривает установку на шасси (раму со встроенной ЖК-матрицей и декоративной передней панелью) дополнительной пары готовых плат: блока питания и компонента с ТВ-тюнером, также содержащего всю smart-составляющую. Добавление задней декоративной панели тоже стоит упомянуть, так как на конвейере этот процесс технологически сравнимый по сложности с установкой плат.
Производство платы «тюнер+smart» достаточно простое, во всяком случае, на российском заводе LG в Калужской области ее выполняли на локальных мощностях. Разумеется, микропрограммы нужно будет заливать с российскими платформами для smart-TV, но с таковыми проблем нет: есть решения от «Сбера», от «Яндекса» и т. д.
Как выглядят «private label» в сегменте российских ТВ?
Линеек российских телевизоров, поставляемых на внутренний рынок под «private label» локальных компаний, как легко догадаться, довольно много. В апреле о решении выпускать собственные телевизоры объявил «Озон». Сборку «озоновизоров», построенных на smart-платформе от «Яндекс», будет выполнять воронежский завод «Квант». До конца года планируют выпустить 100 тыс. устройств. В прошлом году общая емкость российского рынка телевизоров составила 6,5 млн штук, как сообщает «Российская газета» со ссылкой на данные GfK, то есть маркетплейс скромно претендует примерно на 1,5% в данном сегменте.
Заметим, что у «Озона» есть конкуренты. В середине марта «Сбербанк» выпустил в продажу smart-телевизоры под брендом Sber, построенные на собственной платформе «Салют ТВ» и снабженные виртуальным ассистентом от «Сбера». Производят их в Беларуси на заводе «Витязь», а распространением этих моделей занимается «М.Видео-Эльдорадо».
Интересно, что «М.Видео» продает телевизоры и другую бытовую электронику под собственным брендом Novex еще с 2020 года. «Эльдорадо» также располагает собственной «private label»: марка Hi присутствует на рынке с 2019 года, и телевизоры под ней тоже выпускают. Есть аналогичные инициативы и у других компаний, например, на российском рынке представлены телевизоры линейки DEXP, которую развивает ритейлер DNS. Напомним, что кроме ритейлеров, развивающих «private label», на российском рынке действуют и локальные производители бытовой электроники, выпускающие smart-телевизоры, например, BQ и Prestigio.
Насколько санкционно-устойчивы российские ТВ?
Вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения в конкретных случаях. Напомним, что существуют прецеденты созданий продукции «American free» — то есть свободной от американских компонентов или от элементов, поставки которых могут быть блокированы санкциями США. Такие модели электронного оборудования были созданы Huawei и успешно выведены на рынки.
При этом китайскому гранду пришлось решить целый ряд технических, логистических и юридических проблем, это заняло несколько лет и удалось только в некоторых нишах. Например, Huawei пришлось очень аккуратно замещать не только электронные компоненты, произведенные американскими компаниями, но и компоненты производства третьих фирм, при производстве которых были использованы американские технологии или применены патенты (!), которыми владеют американские компании. Насколько глубоко проработаны соответствующие вопросы российскими производителями телевизоров — пока сказать сложно.
Напомним, что Google отказывает российским компаниям в лицензировании Android на производимых ими устройствах с формулировкой: «Экспортный закон США запрещает предоставление услуг России, а также экспорт, реэкспорт или передачу программного обеспечения и технологий американского происхождения в Россию». Это привело к переходу на платформу «Сбера» ряда российских вендоров, производящих smart-ТВ. Платформа «Салют ТВ», созданная «Сбером», качественная и развитая — она снабжена развитым семейством «голосовых помощников», имеет «детский режим», интегрирована с игровой платформой SberPlay, позволяет управлять «умным домом» и т. д. — но внутри использует элементы все того же Android, которые пока легально доступны в РФ. Но как с этим будет дальше?
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News