22 апреля 2022 г.
Резкий рост спроса на товары для создания «умного дома» — в 1,5 раза Q2Q — отмечено в отчете группы «М.Видео-Эльдорадо» на основании анализа продаж в натуральном выражении за январь-март, при этом аналитики отмечают, что квартал продолжает восходящий тренд данного сегмента. Решения для создания «умного дома» становятся в России все популярнее, и мы ожидаем быстрого роста этого рынка в ближайшие годы, отмечает Вячеслав Николаев, президент МТС.
Рост популярности «умного дома», объединяющего решения для жилища и делающего повседневность более комфортной, предсказывал Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция», в прошлом году призывавший игроков канала обращать на данный сегмент повышенное внимание и совместными «раскачивать» его.
Что способствует росту
К совместным усилиям игроков канала в российских условиях были добавлены различные мощные внешние факторы, например, цепочка последовательных локдаунов, а теперь мультипликаторные события, с санкционным давлением. Проблемы с outdoor-развлечениями, как мы неоднократно отмечали, естественным образом приводят к фокусировке на indoor-возможностях, начиная от развлечений (игры, ТВ и т. д.) и заканчивая повышением комфорта жилища (ремонты, покупка бытовой техники и мебели, внедрение решений «умного дома» и проч.).
«Популярности устройств для умного дома в
Российским компаниям нужно было «оседлать» эту волну, что многие игроки рынка успешно сделали, хотя это потребовало вложений в продвижение. Для российского рынка важным было открытие демо-зон, в которых посетители могли познакомиться с эталонным «умным домом» на примере привычной квартиры, чтобы наглядно понять: это просто в использовании, это доступно по ценам, это действительно удобно.
«Лучше один раз увидеть...»
В начале 2022 года был открыт первый такой шоу-рум «М.Видео» в московском ТЦ «Метрополис». Интерактивное пространство выглядит как обычная квартира и объединяет несколько десятков «умных устройств». Посетители могут протестировать эту экосистему, управлением которой ведает голосовой помощник Алиса от «Яндекса».
Напомним, что в середине 2021 года аналогичный проект развернули «Марвел-Дистрибуция» и Xiaomi. Это шоу-рум, в которой на момент запуска проекта работали более двухсот (!) smart-устройств, объединенных в единую экосистему, была оформлена в виде трехкомнатной квартиры, расположенной на территории бизнес-центра «Прео 8».
В обоих вариантах шоу-румов посетители получают возможность голосом управлять освещением в квартире, карнизами и шторами, питанием электроприборов, а также бытовой «умной техникой» (телевизором, пылесосом, увлажнителем воздуха и др.).
Кроме масштабных шоу-румов ритейлеры совместно с производителями решений для «умных домов» создают в точках продаж experience-зоны, где девайсы, как отметил г-н Сухоруков, можно протестировать «в максимально приближенной к реальной бытовой обстановке». Только в магазинах сети «М.Видео-Эльдорадо» таких зон уже более 700!
Дополнительные драйверы и санкционная устойчивость
Разумеется, рост осведомленности потребителей о возможностях и преимуществах современного «умного дома» драйверит соответствующий рынок. К факторам, выступающим в роли драйвера, г-н Сухоруков отнес расширение ассортимента устройств, рост популярности smart-колонок, а также подчеркнул, что комплекс факторов приводит к увеличению зрелости соответствующего рынка.
Санкции сегменту не грозят — ассортимент товаров для создания «умного дома» представлен преимущественно российскими и китайскими брендами, как отмечали в «М.Видео-Эльдорадо». В топе: розетки, пульты, лампочки, а также smart-колонки со встроенными «голосовыми ассистентами».
Российские ИТ: подход масштабен
Отметим, что российские компании активно формируют и развивают экосистемы для «умных домов». У триады, которая недавно была классической, — «Алиса», «Маруся» и ассистенты «Сбера» — появляются конкуренты. Например, МТС за 2 млрд руб. приобрела 58,38% акций компании «Гольфстрим охранные системы», российского провайдера услуг безопасности и «Умного дома» для физических лиц и бизнеса. МТС настроена очень серьезно: компания создает отдельную бизнес-вертикаль «Умный дом» и планирует комплексное развитие этого сегмента на базе приобретенного «Гольфстрима», как отметил г-н Николаев.
Заметим, что российские вендоры развивают платформы, на которых возможно создавать как «умные дома», так и «умные офисы», а также другие smart-элементы городской среды. Компания VK (бывшая Mail.ru Group), известная в рассматриваемом сегменте благодаря голосовому ассистенту Марусе, в апреле представила Cloud IoT Platform, которая является частью инфраструктуры VK Cloud Solutions, что позволяет быстро и просто подключать устройства к публичному «облаку», обеспечивать наглядную визуализацию результатов аналитики данных, ведение иерархического реестра источников и т. д.
«VK берет на себя все вопросы построения и поддержки высокопроизводительной, гибкой и отказоустойчивой архитектуры, позволяя намного быстрее выпускать готовые решения на рынок», — говорит Дмитрий Лазаренко, директор по продукту VK Cloud Solutions. На основе этой платформы, как отметили представители компании, можно создавать приложения как для «умных домов», так и для «умных городов».
Крупные smart-решения позволят решать разные масштабные задачи: снижать аварийность на дорогах, способствовать автоматизации и роботизации промышленности, появлению «подключенных автомобилей», развертыванию smart-сервисов ЖКХ и т. д., но эти перечисленные решения в ряде случаев могут быть «подверстаны» к «умному дому»! Такие решения уже активно создают, например, российские девелоперы. Для полноценной и бесперебойной работы «умного дома» в жилом комплексе важно наличие общей цифровой экосистемы, а недостаточно совокупности отдельных «умных квартир», отмечает Вероника Великосельская, директор по маркетингу Alphaopen. Но это уже совсем другая история, к рассмотрению которой мы скоро вернемся.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News