11 мая 2022 г.
Так полагает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский. В основе этой идеи лежит весьма очевидный факт: как программное обеспечение не может работать без вычислительной техники, так и ВТ не может выполнять свои функции без ПО. В то же время исторически сложилось так, что за развитие ПО у нас отвечает Минцифры, а за развитие ВТ — Минпромторг. И не всегда эти ведомства могут найти общий язык и вести согласованную политику. К примеру, в рамках недавнего годового собрания Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) главе Минцифры Максуту Шадаеву был задан вопрос: «Можно ли распространить беспрецедентные льготы для разработчиков ПО на разработчиков ВТ?». Ответ был буквально таков: «А это вопрос не к нам, а к Минпромторгу».
Как уже отмечалось (cм, например, здесь и здесь), в России обсуждается новый национальный проект в области электроники общей стоимостью около 3,2 трлн рублей. Предполагается, что он позволит покончить с дефицитом не только процессоров, но и других комплектующих, необходимых для изготовления вычислительной техники. В последней декаде апреля АРПЭ провела круглый стол «Открытые решения, как источник развития отрасли в новых условиях», в рамках которого обсуждались различные аспекты развития отечественных аппаратных и программных платформ в новых экономических условиях. К этому событию Иван Покровский подготовил обзор «Меры государственного регулирования рынка электроники», в котором рассмотрел различные инструменты государственного регулирования; и совместное использование которых, по его мнению, даст максимальный эффект для развития электронной промышленности России. Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты данного обзора.
Задачи безопасности и технологической независимости инфраструктуры актуальны для большинства стран. Направляя регулирование на их решение в России, государство расширяет экспортный потенциал отрасли. Переход инфраструктуры на доверенные программно-аппаратные платформы российской разработки — это главная цель, верхний уровень в иерархии задач государственного регулирования. Другие задачи и меры регулирования являются подчиненным, обеспечивающими.
Указ президента РФ о преимущественном использовании программного обеспечения и электронного оборудования российской разработки в критической информационной инфраструктуре согласовывался министерствами более двух лет. Срок начала перехода на оборудование российской разработки отодвигался с 2022 г. в исходной редакции до 2025 г. в некоторых версиях. К началу специальной операции критическая инфраструктура России в основном опиралась на оборудование и ПО зарубежной разработки. Указ президента РФ «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской федерации», в котором установлено требование использовать российские разработки, был утвержден лишь 30 марта 2022 г. К этому времени санкциями уже были перекрыты возможности как заказать производство российских микропроцессоров на зарубежных фабриках, так и обеспечить комплектацию другими компонентами оборудования российской разработки.
Заказать конечное оборудование из Китая сейчас существенно проще, чем обеспечить поставки высокотехнологичных комплектующих и материалов, необходимых для производства собственных разработок. Остается надеяться, что министерства не будут подгонять критерии доверенного оборудования под китайскую продукцию, перемаркированную в России.
Важно подчеркнуть, что требования информационной безопасности, устойчивости и технологической независимости невозможно выполнить без согласования планов развития электроники с планами развития ПО и цифровизации экономики. Программа развития отраслей электроники и ИТ должна быть общей, а управление развитием — единым.
Для этого сначала нужно согласовать общую техническую политику, а еще раньше идеологию программы цифровизации. Она должны быть ориентирована в первую очередь на расширение возможностей для созидательной деятельности в России, а не на потакание потребительским запросам, сформированным зарубежными вендорами.
Совместные предложения АРПЭ и РУССОФТ по согласованию планов развития электроники и отрасли информационных технологий направлялись в органы власти ещё в 2020 г., чем вызвали большой переполох среди чиновников, отмечает Иван Покровский: «Одни из них увидели в этих предложениях риски потерять полномочия, другие — возможности расширить свои полномочия, но, к сожалению, не возможности развития отрасли. Единственным результатом стало создание Департамента по формированию спроса на продукцию электронной промышленности в Минцифре».
По задумке чиновников этот департамент должен был стать интерфейсом между электроникой и отраслью информационных технологий. Но по факту стал еще одним барьером. Теперь электронику от ПО отделяет не одна, а две границы — «взаимодействие между Минпромторгом и Департаментом электроники в Минцифре» и «взаимодействие между Департаментом электроники и Департаментом развития ИТ-отрасли в Минцифре», считает Иван Покровский: «Мы же с РУССОФТ предлагали не интерфейс, а предлагали принять электронику как неотъемлемую часть отрасли информационных технологий».
В настоящее время Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства РФ по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта, ведет подготовку двух стратегий — развития отрасли информационных технологий и развития электронной промышленности России. Хочется надеяться, что в процессе этой работы будет принято решение объединить эти стратегии, иначе каждая из них может оказаться ущербной.
«И еще небольшой штрих к согласованию стратегий. 1 апреля АРПЭ получило письмо Минэкономразвития с запросом предложений по использованию практики советского планирования с приложением положения о Министерстве электронной промышленности СССР 1969 года, — говорит Иван Покровский. — Сначала мы подумали, что это первоапрельская шутка. Однако оказалось, что это серьезные намерения по восстановлению элементов Госплана в виде „сквозного планирования“. Но как можно планировать развитие отрасли и всей промышленности без согласования смыслов, объединяющей цели и системы понятий? Считаю, что у современной электронной промышленности нет собственного самостоятельного предназначения, оно появляется только в контексте целей развития информационной инфраструктуры для цифровой электроники и энергетической инфраструктуры для силовой электроники».
Источник: Владимир Митин