15 сентября 2022 г.
К сожалению, мировой рынок ИТ больше не является глобальным: политические барьеры, выстраиваемые с разных сторон, приводят к возникновению региональных технологических стеков. О происходящем в сегменте полупроводников мы недавно писали, но это только часть большой единой картины.
Все началось давно
Поворотным моментом в де-глобализации digital-сегмента в его современном понимании принято считать создание «Великого китайского файерволла», также известного как «Золотой щит». Система фильтрации, призванная «защищать» жителей Поднебесной от запретного контента — в этом списке сервисы Google, включая машину поиска, наиболее известные, но не единственные — внедрена в 2003 году, а разработка ее начата в 1998.
Однако это далеко не первый глобальный прецедент: ограничения на поставки вычислительной техники появились почти сразу после создания ЭВМ в современном понимании. Созданный в начале «холодной войны» — в 1949 году — Координационный комитет по экспортному контролю (КоКом) ограничивал экспорт в СССР и другие страны «восточного блока» технологий военного и двойного назначения, в том числе, и ЭВМ. КоКом прекратил свою деятельность в 1994 году. Но уже 1996 были заключены Вассенаарские договоренности, согласно которым 33 страны контролировали экспорт технологий военного/двойного назначения. В базовом списке «двойных» из десяти категорий четыре имели непосредственное отношение к ИТ: от «Computers» до «Information Security».
Как видно, сегмент ИТ полностью никогда не был ни свободным, ни глобальным. В той или иной степени экспортные ограничения, приводящие к расколу ИТ, существовали всегда. Однако современная ситуация с фрагментацией глобального ИТ все же беспрецедентна как по масштабам, так и по возможным последствиям для глобальной экономики.
Российское импортозамещение на глобальном фоне
Компьютерный рынок РФ выглядит крупным. Например, в прошлом году было реализовано 7,94 млн компьютеров, по данным ITResearch — 3,48 млн десктопов, 4,46 млн ноутбуков. Но напомним, что в общий объем мировых поставок ПК в 2021 достиг 348,8 млн штук, то есть российский рынок на общем фоне занимал порядка 2,27%.
В плане импортозамещения происходят и более масштабные процессы. Например, весной Bloomberg сообщил о планах Китая заменить в госучреждениях компьютеры западных брендов на системы производства китайских компаний. Замена компьютеров в госкомпаниях коснется не менее 50 млн систем — емкость всего российского рынка на
Заметим, что доля локального российского рынка в сегменте ЦОДов еще меньше, чем в ПК — в мировом рынке ЦОДов она составила 1%, услуг публичного облачного провайдинга — 0,6%, по данным исследования iKS Consulting в 2018 году. Целевой сценарий на тот момент состоял в росте доли России в мировом объеме рынка дата-центров до 5% к 2024 года, но динамика увеличения количества стоек даже в спокойные времена была ниже мировой... По оптимистическим прогнозам, суммарная емкость российских ЦОДов на 2022 год будет порядка 50 тыс. стоек, а предполагали 65 тыс., согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации».
Вывод: глобальный рынок практически не заметит «отлучение» российского ИТ-сегмента от мирового ИТ. Однако российский сегмент это заметит! Как будет идти развитие внутри национального ИТ?
История позволяет экстраполировать тренды
Прошедшие полгода под нарастающими санкциями и предшествующий опыт развития советских ЭВМ позволяют сделать некоторые осторожные прогнозы. Если кратко, то чудес не бывает — невозможно эффективно воспроизвести глобальную индустрию внутри отдельно взятой страны. Это не удалось даже СССР, обладавшему заметно большими ресурсами — в том числе, научно-инженерными, где были задействованы исследовательские институты и промышленные центры ГДР, ПНР, НРБ и других стран соцлагеря — и действовавшему в реалиях с радикально меньшей динамикой сегментов ЭВМ и телекома.
Общие тренды в развитии ИТ-рельефа РФ будут практически те же, что и в глобальном масштабе. Требования отдельных вертикальных рынков и в целом всей экономики не зависят от границ стран и региональных особенностей. Технические тренды формируют и развивают годами. AI, IoT/IIoT, BigData, EDGE, low-code, «облака» и др. — на их востребованность индустриями не влияют политические барьеры, которые приходят и уходят быстрее, чем меняются стратегические направления в digital. Некоторые особенности могут возникнуть — вспомним, например, недавнюю массовую миграцию российских корпоративных заказчиков из европейских и вендорских «облаков» на мощности российских провайдеров — но это не влияет на востребованность технологий как таковых (на российском рынке cloud — на подъеме).
Российскому ИТ-рельефу придется опираться на «параллельный импорт» компьютеров и компонент для создания аппаратной инфраструктуры, а в плане программных решений — на Open Source. Основная проблема состоит в неустойчивости обоих направлений. Мы рассказывали о причинах нестабильности «параллельного импорта», а также о возможных проблемах с Open Source, который при ближайшем рассмотрении оказывается не таким уж свободным и совсем не независимым. Однако других вариантов нет: традиционные каналы поставок решений от вендоров «первого эшелона» для российских заказчиков закрыты, компании «второго эшелона» из отдельных регионов пока могут вести поставки, но неясно, как долго будет открыта эта возможность.
Техническая реализация решений в национальном ИТ-рельефе будет хромать в силу ряда объективных причин, прежде всего из-за проблем с развитием и совершенствованием аппаратной инфраструктуры российских компаний. Проблемы будут акцентированы усиливающейся изоляцией от глобальных рынков и со временем нарастать. Компенсировать проблемы с хардом будут софтовыми методами (точнее, уже решают — см. врезку), возможности такого подхода широки, но не безграничны.
Общий объем инвестиций в софтверную индустрию РФ по итогам 2021 составил 232 млрд руб., по данным Ассоциации РУССОФТ, что в 2,4 раза больше, чем в 2020. При этом на внешние источники финансирования приходится 26,4% от инвестиций в 2021, а годом ранее было 22%. Остальные инвестиции внутренние — они произведены самими ИТ-компаниями или их учредителями.
Вместо заключения
Вернуться к рассмотрению перспектив полностью российских компьютеров мотивирует проект «Основы государственной политики РФ в области развития электронной промышленности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», о котором недавно рассказал «КоммерсантЪ». Минпромторг, подготовивший этот документ, как отмечает издание, предлагает участникам рынка правильные действия, в частности координировать «исследования в области передовых технологий», увеличить мощности «в том числе за счет освоения производства микроэлектроники с современными топологическими нормами». Однако не говорит, где взять ресурсы на R&D и откуда придет оборудование для производства микросхем по современной топологии.
Продолжение следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News