30 апреля 2025 г.
Растущая естественным образом отрасль экономики процветает, если можно так выразиться, равномерно по всем направлениям: стекающиеся в неё инвестиции способствуют как ускорению НИОКР, так и возведению новых предприятий, и подъёму зарплат привлекаемых для работы на них специалистов. Локализация же ИТ-производств в США, поднятая нынешней администрацией Белого дома на щит едва ли не как национальный проект, пока разворачивается явно асимметрично: средств на неё выделяют явно немало, но вот с привлечением (и даже удержанием) кадров всё вовсе не столь однозначно.
Начнём с инвестиций: к обширному перечню компаний, готовых вкладывать в местные ИТ-производства астрономические суммы — 500 млрд долл. в ближайшие четыре года обещает потратить в США Nvidia, в общей сложности 165 млрд — тайваньская TSMC, более полутриллиона израсходует Apple и т. д., — присоединилась только что IBM. Одна из старейших ИТ-компаний планеты со
Казалось бы, титанические объёмы направляемых на приземление ИТ в США средств должны в том числе пополнять фонды оплаты труда, привлекая на наиболее ответственные участки самые высококвалифицированные кадры. Не тут-то было: как свидетельствуют эксперты The Wall Street Journal, никогда на последние несколько лет наёмные работники высокотехнологичной отрасли не выглядели так жалко (употреблён именно этот эмоционально окрашенный термин, «miserable»), как весной
Но и у тех, кто остаётся в американской ИТ-отрасли, дела тоже идут не самым лучшим образом. Распробовавшим за период COVID-19 прелести удалёнки работникам предписывается возвращаться в офисы: в Google — хотя бы на три дня за рабочую неделю; в Intel — уже на целых четыре дня (правда, начиная с
Эксперты The Wall Street Journal уверены, что никакого логического противоречия тут нет, — наоборот; ситуация с зарплатами и прочими бонусами в ИТ-отрасли США постепенно приходит в норму. Ковидный шок в своё время настолько потряс работодателей, что ценность программистов и иже с ними оказалась в глазах рынка чрезмерно завышенной: стремясь застолбить за собой сверхвостребованные кадры, компании не чурались нанимать людей на высокооплачиваемые позиции впрок, фактически не зная, чем прямо сейчас их занять. Исправлять этот перекос начали в
Так что в настоящее время наблюдается, считают эксперты, нормализация структуры высокотехнологичных расходов, — тем более, что в крайне непростых макроэкономических условиях публичные компании вынуждены лавировать между интересами акционеров (больше дивидендные выплаты — выше капитализация; проще привлекать кредиты и т. п.) и объективными потребностями вкладывать средства в долгосрочные и низкомаржинальные на первых порах проекты; вроде возведения всё тех же микропроцессорных фабрик. В результате огромные средства расходуются как на капитальное строительство и закупки оборудования для полупроводниковых производств — собственно ИТ-компаниями, так и на приобретение наиболее передового серверного аппаратного обеспечения для решения задач искусственного интеллекта — конечными заказчиками и облачными провайдерами, предоставляющими услуги доступа к ИИ коммерческим клиентам.
Интересно, кстати, что ИИ-сектор — одна из немногих отраслей мирового ИТ-рынка, демонстрирующих уверенный рост даже в нынешние неспокойные времена, — развивается сегодня в основном именно за счёт облачного, т. е. серверного направления. Пресловутый локальный ИИ-помощник, Microsoft Copilot, которому прочили крайне тёплый приём со стороны именно бизнес-пользователей, не оправдывает возлагавшихся на него надежд: если у облачного умного бота ChatGPT насчитывается по всему миру около 400 млн уникальных пользователей в неделю, то у Copilot — даром что доступ к нему открыт для множества владельцев более или менее современных ПК под управлением Windows 11 — не более 20 млн в неделю.
Вдобавок, ИИ-ПК (включая сертифицированные по программе Copilot+ и даже с особой кнопочкой на клавиатуре для вызова этого помощника), специально рассчитанные на запуск локально исполняемых приложений ИИ, тоже продаются значительно хуже ожиданий. Судя по всему, широкая доступность облачных генеративных инструментов за вполне разумную плату, а то и вовсе даром, отбивает у конечных пользователей — и тем более коммерческих заказчиков — желание вкладывать средства в приобретение дорогостоящих персоналок, на которых всё равно не удастся исполнять сколько-нибудь сопоставимые с теми же ChatGPT или Claude ИИ-модели: слишком уж сильно их аппаратные возможности отличаются от серверных.
Таким образом, американский, а вслед за ним, надо полагать, и мировой ИТ-рынок продолжит развиваться по асимметричному на первый взгляд сценарию — с дальнейшим наращиванием капитальных затрат (и ростом курсов акций соответствующих компаний) при одновременном сокращении расходов на непосредственно обеспечивающий это развитие персонал, которому прежде откровенно переплачивали. России, впрочем, как и ряда других объективно отставших по микропроцессорному направлению стран это практически не касается: дешёвой рабочей силы в отечественной ИТ-отрасли, как свидетельствуют эксперты SuperJob, больше не будет (всё заметнее сглаживается даже региональная разница между зарплатами), а инвестиции в высокотехнологичный сектор также продолжат увеличиваться. Что может поспособствовать, кстати, и перетоку кадров в российский ИТ-сектор из глобального, — особенно к моменту, когда локализация полупроводниковых производств в нашей стране достигнет напрямую отражающихся на широком рынке объёмов.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News