6 октября 2022 г.

В поединке между интернетом и телевидением не оказалось победителя: более половины россиян реализуют гибридную модель медиапотребления. При этом ядро телезрителей предсказуемо составляют представители старшего поколения, ядро интернет-пользователей — молодежь.

  • Более половины россиян предпочитают гибридную модель медиапотребления: 53% — активные пользователи и телевидения, и интернета.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о медиапотреблении россиян.

С переходом к информационному обществу становится все труднее представить повседневную жизнь без интернета. Новостные сайты, цифровые версии газет и журналов, социальные медиа — перечень электронных источников информации множится с каждым годом. Удается ли телевидению успешно конкурировать с новыми медиа или победу уже одержала «Всемирная паутина»? Результаты сентябрьских опросов показывают, что с февраля 2021 года медиапредпочтения россиян претерпели минимальные изменения. Среди наших сограждан наиболее распространена смешанная модель медиапотребления: более половины опрошенных — активные пользователи и телевидения, и интернета, к обоим источникам информации они обращаются не реже нескольких раз в неделю (53%). Несмотря на ее доминирующее положение, за четыре года наметился нисходящий тренд: доля сторонников гибридной модели медиапотребления снизилась на 9 п.п. (2018 г. — 62%). Одновременно с этим растет число тех, кто в качестве основного информационного ресурса выбирает интернет, с 2018 года таковых стало вдвое больше. Сегодня активно пользуются интернетом почти треть россиян (29% vs. 13% в 2018 г.). Сохраняют приверженность традиционному СМИ, телевидению, 16% опрошенных; это минимальный показатель с начала измерений. «Медиаотшельников» — тех, кто почти не пользуется ни телевидением, ни интернетом, — среди россиян меньшинство (2%).

Медиапотребление обусловлено полом, возрастом, уровнем образования и местом проживания:

Активные пользователи телевидения и интернета — самая многочисленная группа, различия между социально-демографическими группами минимальны. Чуть больше эта модель медиапотребления выражена среди граждан 45-59 лет (66%).

Активных потребителей интернета больше среди мужчин (32% vs. 26% женщин), москвичей и петербуржцев (43%), россиян с высшим и неоконченным высшим образованием (34%). Молодежь по праву можно считать цифровым поколением: доля интернет-пользователей в возрастной группе 18-24 лет — 66%, 25-34 — 52%, а активных телезрителей среди них практически нет: 0 и 1% соответственно.

Активные телезрители — преимущественно 60-летние и старше (43%), неработающие пенсионеры (43%) и селяне (25%).

Таким образом, нельзя сделать вывод о вытеснении телевидения интернетом: с 2019 года структура медиапотребления в России весьма устойчива. Сформировалось стабильное ядро телезрителей, интернет-пользователей, а также выбирающих гибридную модель медиапотребления. Кроме того, развитие телевизионного интернет-вещания и рост популярности мультимедийных платформ для «умных» телевизоров (SMART TV) позволяют говорить скорее о конвергенции, смешении форматов, нежели об их противостоянии.

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ