17 октября 2022 г.
Осенью 2021 г. компания TEGRUS, российский системный интегратор и поставщик ИТ-услуг, запустила проект по импортозамещению. На тот момент на рынке все было ровно, поэтому импортозамещение рассматривалась как перспективная тема, а план проекта казался амбициозным и по срокам, и результатам. Мы настраивались на сложную, но интересную работу по раскрутке новых российских брендов. Сформировали дорожную карту проекта и двинулись в путь.
Новая реальность
Новая реальность после февраля 2022 г. заставила многих игроков рынка кардинально и оперативно пересмотреть свои планы. То, что мы планировали сделать за полгода, пришлось делать в
В какой ситуации оказались наши заказчики в тот момент, который в итоге растянулся на полгода?
Заказчики испытывают сложности с закупкой оборудования. Заказчикам нужно быстро переориентироваться на импортонезависимое программное обеспечение. Заказчикам недостаточно ресурсов для одновременного решения двух задач: поддержки текущей ИТ-инфраструктуры и информационных систем, с одной стороны, и с другой — пилотирования и миграции на новые отечественные решения.
Что в этой связи должны предпринять мы как сервисный интегратор? Ответ очевиден — сформировать новые продуктовые предложения с использованием сервисного подхода.
Создание импортонезависимого ПАК Практик
В нашей дорожной карте проекта по импортозамещению создание программно-аппаратного комплекса (ПАК) стояло
С нашей точки зрения, программно-аппаратный комплекс типовой инфраструктуры должен соответствовать следующим требованиям:
- Простая установка с опциональной миграцией.
- Поддержка от единого поставщика.
- Отказоустойчивость «из коробки» на всех уровнях.
- Масштабируемость.
- Варианты поставки: пилот, аренда, покупка.
- Варианты конфигурации: фиксированный набор опций и объемов.
- Услуги по установке, миграции, поддержке.
Далее мы сформировали шорт-лист вендоров и определили функциональное наполнение ПАКов. Изначально список был достаточно широк, порядка 15 базовых функциональных сервисов, которые есть у любого заказчика уровня Enterprise: от службы каталогов до систем информационной безопасности.
По результатам анализа требований рынка и по факту взаимодействия с нашими заказчиками сформировали следующий шорт-лист: ПАК.Виртуализация, ПАК.VDI, ПАК.ERP, ПАК.Почта.
Пул российских вендоров выбирали на основе набора критериев: партнерский статус; уровень наших компетенций; качество технической поддержки, которая определялась опытным путем в процессе апробации решений.
В результате изысканий сформировался скелет программно-аппаратной платформы ПАК.Практик в рэковом исполнении 19".
В аппаратную часть включили железо и сервера следующих российских вендоров: UTINET (модели R180, R240), iRU (ROCK s2208p), «Аквариус» (T50), система хранения данных UTINET (ReShield NX2024), АЭРОДИСК (Engine), сетевое оборудование NAG (SNR-S2989G), Eltex (MES2324/MES5448), QTECH (QSW-3750).
В качестве программной платформы изначально был выбран стек экосистемы ГК «Астры»: система виртуализации Брест, VDI Termidesk, ОС Astra Linux CE (релиз «Орел»), служба каталогов ALD pro.
Основной фокус в ходе проработки типового решения был сделан на тестировании и проверке совместимости программных и аппаратных решений, а также на функциональном назначении ПАК.
Пилотирование и внедрение ПАК
Без сомнения, сборка типового решения — это только малая часть задач системного интегратора. Мы понимаем, что стенд и демо являются лишь отправной точкой нашего с заказчиком совместного пути по переходу на новое импортозамещенное инфраструктурное решение. Наш опыт проведенных пилотов показывает, что каждому первому заказчику нужны дополнительные опции и рюшечки для решения их задач. Например, некоторые заказчики наряду с миграцией на VDI хотят обновить парк рабочих мест, другим нужны тонкие клиенты с унифицированной системой управления. Для этих целей мы предлагаем терминалы ТОНК, iRU или GetMobit. При этом достаточно часто приходится доукомплектовать рабочие места офисным ПО Р-7 Офис, «МойОфис», антивирусом Касперского.
Кроме того, в качестве обязательного элемента на этапе пилотирования мы предлагаем заказчикам программу и методику тестирования. Считаю это показателем зрелости интегратора. А для заказчика это экономия времени и ресурсов.
Наша компания всегда стараемся быть максимально рядом с заказчиком на этапе пилотирования. Как показывает практика, многие вопросы решаются инженером интегратора оперативно именно во взаимодействии с вендором, что позволяет снять уровень недоверия и скепсиса к российским решениям у заказчика и сэкономить его ресурсы. Трудности российских вендоров мы понимаем, они в моменте перегружены работой по пресейлу, и наличие компетентного инженера в команде интегратора, находящегося в прямом контакте с заказчиком и вендором, является обязательной составляющей качественного пилота.
Что сейчас
В нашей дорожной карте предусмотрено как горизонтальное расширение предлагаемых решений в рамках одного функционального ПАК, так и углубление по стеку функциональных сервисов.
Так, мы расширили ПАК.Виртуализация и ПАК.VDI программными решениями HOSTVM и «Горизонт-ВС». Ведь требования заказчиков могут отличаться в зависимости от профиля рабочих мест сотрудников и их отраслевой принадлежности. Поэтому при реализации ПАК.VDI для рабочих мест в банке и инженерных подразделений, занимающихся проектированием, мы применяем разные вендорские решения.
В части функциональных сервисов TEGRUS в сотрудничестве с партнером-компанией «Галактика» реализовал ПАК.ERP, который закрывает инфраструктурный слой баз данных и бизнес-приложения. Таким образом, для промышленного предприятия сформированы и протестированы совместно с вендорами готовые инфраструктурные компоненты. Наша компания готова их быстро собрать, инсталлировать и предоставить для пилотирования с целью последующего внедрения и миграции систем. Мы видим, что на рынке крупные заказчики предпринимают ряд инициатив по переходу c зарубежных ERP на отечественные.
В процессе разработки ПАК.Почта мы сделали ставку на продукт Mailion компании «МойОфис». Совместно с вендором уже ведется работа над несколькими кейсами заказчиков, которые планируются к реализации до конца года. TEGRUS ранее уже участвовал в нагрузочном тестировании данного продукта, поэтому решение ПАК.Почта мы надеемся реализовать в самые кратчайшие сроки.
Что дальше
Наработав опыт на использовании программных стеков виртуализации, баз данных и приложений, мы начали присматриваться к решениям контейнеризации Kubernetes Enterprise. Количество проектов в мире на базе этих решений выросло за время пандемии на 68%. И в отличие от систем виртуализации, в этом сегменте российских решений пока мало. При том, что многие современные приложения разрабатываются на микросервисной архитектуре, для которой инфраструктура Kubernetes — необходимая подложка. На мой взгляд, запуск проектов по разработке новых приложений, согласно инициативам индустриальных центров компетенции (ИЦК), еще больше увеличит потребность в подобной инфраструктуре.
Сегодня наша компания, специализирующаяся на поставке и внедрении программно-аппаратных решений, продолжает создавать востребованные для заказчиков из разных отраслей продукты и формировать необходимые компетенции для их внедрения. Несмотря на большой интерес к российским продуктам и готовности их пилотировать, массовое внедрение решений от отечественных производителей, очевидно, может начаться со следующего года.
На правах рекламы
Источник: Владимир Бочкарев, технический директор TEGRUS