18 августа 2023 г.

Дефицит кадров в национальной ИТ-отрасли составляет 500-700 тысяч человек при общем количестве занятых в сегменте в 740 тысяч, согласно заявлению Максута Шадаева, главы Минцифры, на совещании с членами правительства, как сообщает РБК. Такого количества специалистов не хватает, по словам г-на министра, чтобы поддерживать высокие темпы развития отрасли.

Рост: видимый и скрытый

Мощный экстенсивный рост в прошлом году вполне может быть объяснен новым масштабом задач, которые стояли перед российскими вендорами ПО и командами инхаус-разработки. Процессы импортозамещения, вызванные санкционными ограничениями, требовали создания новой функциональности в российских программных продуктах.

Однако количественный рост в 12% за прошлый год – такие цифры были, например, озвучены РБК в конце апреля со ссылкой на информацию от Максима Паршина, замглавы Минцифры – только «надводная часть айсберга»! Увеличение количества занятых потребовало найма дополнительно 81 тысячи специалистов. Но часть специалистов нужно было заменять! Напомним, что в прошлом году по ориентировочным подсчетам страну покинули более 100 тыс. «айтишников». И хотя 80% продолжили работу на российские ИТ-компании, но 20% из этого количества пришлось заменить новыми работниками. Простой расчет показывает, что к 81 тыс. нанятых новых «айтишников» потребовались еще порядка 20 тыс. привести на освободившиеся рабочие места.

Общее количество «айтишников», которых пришлось нанять в прошлом году на российском рынке – более 100 тысяч. Найм такого числа сотрудников – крайне сложная задача с дорогостоящим решением. Каждого из нанятых надо было найти (причем с учетом дефицита специалистов на российском рынке), провести с ним несколько раундов собеседований, оценить его квалификацию и, наконец, выполнить с новым работником процессы онбординга. Причем сроки на выполнение всего этого спектра задач были сжатые – всего несколько месяцев, а в некоторых случаях и несколько недель. Заметим, что с этим вызовом национальная ИТ-индустрия справилась, что прекрасно характеризует зрелость всего комплекса HR-процессов в профильных компаниях.

Что дальше?

В этом году новых масштабных вызовов перед национальным ИТ-бизнесом не появилось, масштабных волн отъезда специалистов пока не было. Откуда появился дефицит на уровне 95% специалистов, когда даже в прошлом сложном году этот показатель не превысил 20% – сказать сложно.

Возможно, Правительство исходит из варианта развития, в котором российские ИТ-компании начнут мощную экспансию на рынки других регионов мира, тогда потребуются новые продукты и, соответственно, дополнительные руки для их разработки, развития и сопровождения. Кроме того, следует напомнить, что сроки, за которые потребуются эти сотни тысяч работников, озвучены не были.

Также сложно сказать, откуда взять порядка 700 тыс. новых квалифицированных специалистов. Подготовка современного «айтишника» требует серьезного образования, обеспечивающего как получение базовых профильных знаний и осваивания сопредельных дисциплин (прежде всего, математических), так формирующих системное мышление. Все это не получить на краткосрочных курсах программирования! В этом году участники рынка уверяли, что основной дефицит в топовых специалистах и в «среднем звене», но с «джуниорами» тоже были проблемы, как сообщал «КоммерсантЪ».

Подавляющее большинство молодых пользовательниц Mamba из российских мегаполисов – 72% – признались, что хотели бы выйти замуж за «айтишника», согласно опросу, проведенному сервисом совместно со Skillfacrory. В «Тор 3» мотиваций – высокая востребованность таких специалистов и, следовательно, малая вероятность потери ими работы.

Вместо заключения

Важно учитывать различия как в потребностях разных вертикальных рынков, так и по специализациям внутри ИТ.

Например, по данным «Коммерсанта», который в марте ссылался на опрос Skillbox и HeadHunter, представители энергетического и финансовых секторов заявили, что у них количество вакансий на «джуниоров» осталось на уровне 2021 года. Промышленные предприятия и ИТ-компании подтверждают рост количества вакансий для специалистов начального уровня, хотя это подтвердили далеко не везде – 16% и в 31% нишевых респондентов, соответственно.

Следует помнить, что универсальных «айтишников» давно не существует. Например, квалификация программиста будет радикально иная, чем у специалиста по киберраследованиям, а у пентестера отличается от архитекторов ИТ-систем. Однако текущая ситуация настоятельно требует активного развития цифровизации национальной экономики, что означает рост спроса на «айтишников» разной специализации.

В любом случае от ситуации выигрывают профильные образовательные центры – в том числе, корпоративные академии – у которых широкий фронт работ как по обучению, так и переобучению сотен тысяч сотрудников.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News