28 ноября 2023 г.
С ходу идею Валентины Матвиенко учредить в России министерство счастья поддержало меньше четверти опрошенных. Но заняться такому министерству, если оно все-таки появится, будет чем.
- Более половины россиян выступают против создания министерства счастья (56%), за — 23%.
- Основной довод в пользу министерства счастья — люди несчастны (29% от числа сторонников). Основной довод против — нельзя сделать всех счастливыми (19% от числа противников).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о том, как россияне относятся к идее создания министерства счастья.
За и против
Герой повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» пожелал: «Счастья для всех. Даром, и пусть никто не уйдет обиженный!». Но возможно ли достичь такого в реальной жизни и кому под силу эта задача, если не государству? Как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, россияне скептично относятся к идее создать в нашей стране министерство счастья: больше половины считают, что делать этого не нужно (56%). Находят идею стоящей около четверти (23%), каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос (21%). Единственная возрастная группа, в которой сторонников министерства счастья больше, чем противников, — это молодежь до 25 лет (за — 50%, против — 25%). Повышенный уровень поддержки сохраняется и среди 25-34-летних — 38%. Тогда как среди россиян старше 45 лет позитивно воспринимают идею создания министерства счастья только 13%.
- Чем выше уровень образования, тем реже россияне считают, что нашей стране нужно министерство счастья (36% в группе с неполным средним образованием и 18% в группе с высшим).
- Женщины чаще мужчин выступают за создание такого министерства (27% vs. 19%).
Россияне, полагающие, что нам скорее нужно министерство счастья, аргументируют это прежде всего проблемами эмоционального и психологического неблагополучия людей (люди несчастны — 29%; мало позитивных эмоций — 8%; людям нужна помощь — 7%; тяжелая жизнь — 4%; есть потребность в квалифицированной психологической помощи — 3%; одиночество — 2%). Часть доводов касались запроса на повышение материального и социального благополучия населения (рост уровня жизни — 9%; социальная политика — 8%; образование, молодежная политика, исследование потребностей — 3%; здравоохранение — 2%). Часть ответов можно объединить общим посылом к миру и гармонии в обществе (нестабильная обстановка в стране и мире — 3%; позитивное мышление — 3%; мир, взаимное уважение, живое общение — по 2%). Иными словами, сторонники министерства счастья видят в нем агентство, способное повысить качество жизни, сделать общество более справедливым и создать условия для счастливой и успешной жизни.
Мнение о том, что не нужно создавать отдельное министерство счастья, чаще основывается на идее невозможности всеобщего счастья (счастье нельзя регулировать, оно у каждого свое и сделать счастливыми всех попросту невозможно — 19%). Часть россиян критикуют административную сторону вопроса, поднимают проблемы бюрократии и власти (избыток чиновников — 16%; бесполезность и бессмысленность, лишние бюджетные траты — по 14%; есть другие министерства — 7%; лучше потратить деньги на социальную политику — 6%; коррупция и воровство — 4%). Еще одна группа ответов касалась нецелесообразности такого министерства (непонятны цели и задачи — 10%; глупость — 8%; нужно заниматься другими проблемами — 6%; все и так счастливы — 4%).
Как сделать всех счастливыми?
В ответ на расхожее мнение, что счастье не в деньгах россияне заочно ответили: но и не в их отсутствии, требуя для счастья повышения пенсий и зарплат (28%). Значимая часть ответов касалась реализации социальных гарантий, создания комфортных условий для жизни и развития (доступная качественная медицина — 12%; доступное качественное образование — 7%; социальная политика — 6%; доступное жилье — 5%; забота о людях — 4%). Сделать россиян счастливее способно и решение экономических проблем (снижение цен — 10%; развитие экономики, создание рабочих мест — по 6%; снижение налоговой нагрузки — 2%).
Часть наших сограждан полагают, что условие для счастья — мир и уверенность в светлом будущем (окончание СВО — 9%; стабильность, уверенность в завтрашнем дне — 3%; развитие страны — 2%).
Мужчины и женщины, россияне разных возрастов по-разному представляют себе, что должны делать власти, чтобы люди стали счастливее, хотя повышение уровня жизни занимает первую строчку во всех демографических группах.
- Мужчины: повышение уровня жизни (25%), снижение цен (9%), развитие экономики (8%).
- Женщины: повышение уровня жизни (30%), доступная медицина (16%), окончание СВО (12%).
- 18-24-летние: повышение уровня жизни (17%), снижение цен (8%), демократия, права и свободы людей (6%).
- 25-34-летние: повышение уровня жизни (20%), снижение цен (14%), здравоохранение, жилье, образование, социальная политика (по 10%).
- 35-44-летние: повышение уровня жизни (27%), здравоохранение (14%), образование (13%).
- 45-59-летние: повышение уровня жизни (25%), окончание СВО (11%), доступная медицина (10%).
- Старше 60 лет: повышение уровня жизни (39%), доступная медицина (17%), окончание СВО (11%).
- Россияне с плохим материальным положением в три раза чаще говорят о важности роста пенсий и зарплат для того, чтобы стать счастливее, в сравнении с теми, кто может похвастаться хорошим материальным положением (40% vs. 13%).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ