6 декабря 2023 г.
Строго говоря, звезда NFT начала клониться к закату ещё больше года назад, когда сентябрьские (2022 г.) объёмы торговли этими цифровыми активами оказались меньше январских сразу на целых на 97% (466 млрд долл. США против 17 млрд). В уходящем году падение продолжилось — и, судя по всему, теперь можно утверждать со всей уверенностью, что не только NFT, но и блокчейн, и метавселенные, да и Web3 в целом не оправдали возлагавшихся на них ещё совсем недавно надежд. Нет, сами по себе эти инструменты и платформы продолжают действовать, — но главную ставку на них глобальный ИТ-бизнес явно перестал делать.
Мир без копий
Web3, напомним, — зонтичный термин, охватывающий все технологии децентрализованных цифровых коммуникаций. Для Интернета прежних эпох характерна централизация: всегда имеется некий сервер — в исходной WWW его наполняют содержимым немногочисленные авторы при минимальном участии читателей (посетителей), которым отводятся для общения форумы и почта; в варианте же Web 2.0 пользователи соцсети сами вовсю генерируют контент — однако серверные мощности для этого всё равно предоставляет им (централизованно!) владелец соответствующего ресурса.
А вот в случае Web3 есть целый ряд инструментов, основанных на блокчейне, — умные контракты, криптовалюта, семантическая сеть — которые позволяют участникам взаимодействовать напрямую, без какого-либо посредничества и без нужды в доверии к серверу. К примеру, некто увидел в метавселенной и захотел приобрести NFT — невзаимозаменяемый токен; цифровой актив, априори существующий строго в единственном экземпляре. Продавец соглашается уступить права на этот актив за некую сумму в криптовалюте, транзакция происходит — и сделка совершена.
Всё. Здесь нет необходимости ни точно знать личность продавца, ни доверять реквизитам выставленной им платёжки, ни беспокоиться о прохождении транзакции и т. п. Сама метавселенная сконструирована так, что все взаимодействия между объектами и субъектами в ней осуществляются на основе записей в блокчейн. Так что и передача криптовалюты со счёта на счёт, и обусловленный умным контактом последующий переход прав собственности на NFT оказываются словно вплетены в ткань цифрового мира — становятся неотъемлемой частью его реальности. Как в нецифровом мире достаточно провести нехитрую химическую реакцию, чтобы удостовериться, что поваренная соль состоит из натрия и хлора, — так и в метавселенной стоит лишь увидеть актуальное состояние блокчейна, чтобы однозначно понять, какие цифровые активы каким её пользователям бесспорно принадлежат.
Ещё в январе
Призрак отбродил
Закончилось всё довольно предсказуемо: уже в сентябре — менее чем через два года после первого, взрывного, всплеска интереса к метавселенной и всему, что с ней связано, — анализ данных NFT Scan и CoinMarketCap, ресурсов, собирающих статистику о текущем курсе различных цифровых активов, показал: 95% выпущенных к тому времени NFT не стоили уже вообще ничего по причине отсутствия спроса (хотя на старте продаж могли торговаться за сотни и тысячи долларов в пересчёте с криптовалюты, — в феврале дело доходило и до одного миллиона), а подавляющее большинство из оставшихся их нынешние владельцы готовы уступить за 100, за 20, а то и за 5 долл., — лишь бы только сбыть с рук. При этом 79% подготовленных различными издателями коллекций NFT вовсе не были проданы хотя бы однажды.
Собственно, изначальная идея, стоявшая за NFT, не так уж плоха. В отличие от обычного файла, ни одну запись в блокчейне (если тот должным образом организован и широко распространён) нельзя скопировать для дальнейшего использования в том же блокчейне. То есть если бы человечество, хотя бы в основной своей массе, переместилось из Web 2.0 и до сих пор остающихся островков WWW в Web3, тогда невзаимозаменяемые токены действительно позволили бы торговать уникальными цифровыми товарами — произведениями искусства, подлинно неповторимыми аксессуарами для аватаров в метавселенной, билетами на одноразовые мероприятия и пр.
Проблема, однако, в том, что полный переход в децентрализацию так и не удался: для торговли NFT, созданными на разных блокчейнах, естественным образом появились специализированные маркетплейсы — точно такие же старые добрые коммерческие предприятия с крепкой вертикалью управления, как и криптобиржи, производящие обмен криптовалют на реальные деньги и обратно. Так вот, эти маркетплейсы в погоне за прибылью перестали отчислять авторам оригинальных NFT проценты за перепродажу — что в итоге и демотивировало разработчиков, и побудило продавцов безудержно снижать цену на плоховато расходящийся товар.
Здоровый капитализм в очередной раз победил анархию, на сей раз в цифровом изводе, — готовый сюжет для новогоднего криптоутренника в метавселенной!
Источник: Максим Белоус, IT Channel News