7 декабря 2023 г.
Аналитический центр НАФИ и Яндекс 360 представляют результаты исследования о проникновении технологий, интернет-сервисов и приложений в жизнь россиян*. Исследование показывает, какие сферы жизни россияне считают самыми важными, и как им помогают в этих сферах информационные технологии: от сервисов коммуникации до гаджетов.
Исследование проведено с помощью исследовательской платформы Тет-О-Твет
Россияне и информационные технологии
Рассуждая об информационных технологиях, большая часть россиян связывает их с информацией, медиа, компьютерами и новейшими разработками. Для 28% — это прежде всего коммуникации, передача и получение информации. Каждый пятый (20%) воспринимает технологии как интернет-связь, новости, СМИ и рекламу. Для 15% россиян информационные технологии — это техника (компьютеры, гаджеты, разработки).
Вместе с тем, проникновение информационных технологий и интернет-сервисов в жизнь современного человека сегодня настолько велико, что 84% россиян проводят в интернете более 3 часов в день (27% — от 3 до 5 часов день, 23% — от 5 до 8 часов в день, 34% — более 8 часов в день), решая самые разнообразные задачи.
Так, каждый второй (50%) проводит в сети от 3 до 8 часов в день, а каждый третий (34%) — более 8 часов ежедневно. Менее 3 часов в день в интернете проводят 16% жителей России.
Наиболее активные пользователи интернетом — женщины (62% из них проводят в сети более 5 часов в день), молодые люди до 24 лет (68%), жители городов-миллионников (63%), респонденты с высшим образованием (62%) и высоким уровнем дохода (68%).
Более половины россиян (53%) заявляют о том, что пользование интернет-сервисами для них давно вошло в привычку и неотъемлемо от их образа жизни (29% — начали постоянно пользоваться интернетом более 5 лет назад, 24% — более 10 лет назад). Еще 25% россиян сформировали устойчивую связь между решениями жизненных задач и сетевыми сервисами
В любом случае вне зависимости от времени пользования интернет-сервисами, большинство опрошенных (70%) отмечают положительное влияние информационных технологий на свою жизнь (20% — очень положительное, 50% — скорее положительное) и с большим интересом относятся к новинкам в мире интернет-сервисов и технологий (66%).
О негативном влиянии интернета, сервисов и приложений заявляют 4% жителей России, 14% относятся к новым ИТ-продуктам с настороженностью, а почти треть (31%) когда-либо испытывали страх перед новым устройством или сервисом. Однако, исходя из ответов респондентов, боязнь новых систем и сервисов проходила практически сразу после знакомства с ними и начала активного пользования.
Проникновение сервисов в жизненные сферы
От саморазвития до здоровья — россияне используют интернет-сервисы во всех основных сферах жизнедеятельности. Задачей исследования стало выявить, в какой сфере проникновение технологий больше, и какие тенденции наблюдаются за последние 5 лет. Для этого участникам предлагалось оценить, насколько активно они применяют интернет-сервисы в решении различных задач по 6 жизненным сферам. Серьезным уровнем проникновения считался показатель, когда человек с помощью интернет-сервисами решает более 30% задач.
В результате получился следующий рейтинг.
1. Сфера саморазвития (68% активных пользователей)
Более чем две трети россиян, занимающихся саморазвитием, активно используют интернет-сервисы и приложения для саморазвития в решении задач, связанных с образованием, творчеством и личностным ростом (68%). Наиболее важными инструментами они называют специализированные образовательные сервисы (91%), мессенджеры (88%) и социальные сети (80%). Среди женщин заметно выше доля тех, кто активно использует онлайн-сервисы и приложения для саморазвития.
2. Работа (54% активных пользователей)
Каждый второй работающий россиянин решает с помощью интернет-сервисов свыше трети рабочих задач (54%). Первенство по значимости в этой сфере занимают электронная почта и мессенджеры (по 83%), на втором месте — сервисы для совершения онлайн-звонков (67%). Среди женщин (62%) и жителей городов-миллионников (63%) выше доля тех, кто активно их использует.
3. Досуг (54% активных пользователей)
В досуговых целях активно используют интернет-сервисы 54% россиян. Прерогативой для них являются мессенджеры (83%), социальные сети (82%), а также специализированные программы и сервисы (81%). Среди женщин выше доля тех, кто активно пользуется интернет-сервисами для досуга, чем среди мужчин.
4. Быт (49% активных пользователей)
Почти каждый второй россиянин, которому приходится в жизни решать бытовые вопросы, активно использует для этого интернет-сервисы (49%). Самыми значимыми являются сервисы онлайн-покупок (86%), мессенджеры (82%), сервисы по подбору персонала и поиску исполнителей услуг (79%). Чаще других ими пользуются женщины (55% против 40% среди мужчин), люди с высшим образованием (55%) и высоким уровнем дохода (68%). Каждый четвертый респондент (25%) с доходами значительно выше среднего решает более 90% бытовых вопросов с использованием интернет-сервисов. Для сравнения: среди других групп по разным уровням дохода в среднем более 90% бытовых задач с помощью технологий решают 4% опрошенных.
5. Взаимоотношения и общение (48% активных пользователей)
Чуть менее половины россиян (48%), для которых сейчас в приоритете находится выстраивание семейных, дружеских или романтических отношений, более 30% связанных с этим задач решают с помощью интернет-технологий. Топ-3 сервисов для развития межличностных взаимоотношений: мессенджеры (90%), социальные сети (83%) и сервисы для онлайн-звонков (82%). Вовлеченность в использование интернета для этих целей заметно выше среди молодых россиян до 35 лет.
6. Здоровье (41% активных пользователей)
В наименьшей степени россияне используют интернет в решении задач, связанных со здоровьем (41% среди тех, кто занимается своим здоровьем). Приоритет здесь отдается специализированным сервисам для отслеживания состояния здоровья (78%) или занятий спортом (75%). Среди молодежи от 18 до 35 лет выше доля активно пользующихся этими сервисами.
Тенденции развития информационных технологий
За последние 5 лет россияне отмечают бурный рост и вторжение мессенджеров и сервисов онлайн-покупок практически во все сферы.
Так, 70% работающих россиян стали чаще использовать мессенджеры для профессиональных коммуникаций. В деловой переписке они уже сравнялись с традиционным способом коммуникаций по электронной. Ровно столько же (70%) стали чаще использовать мессенджеры для общения с родственниками или друзьями. В сфере саморазвития об увеличении роли мессенджеров заявляют 66% опрошенных, в сфере быта — 62%, досуга — 58%, здоровья — 47%.
Более глубокое проникновение сервисов для онлайн-покупок проявляется наиболее ярко в трех сферах. Во-первых, это бытовая сфера. Здесь 68% россиян, решающих бытовые вопросы, заявляют о том, что за последние 5 лет стали чаще использовать платформы онлайн-ритейла для повседневных нужд.
Кроме того, заметной тенденцией стало вхождение онлайн-сервисов для покупок в сферу досуга и общения, взаимоотношений. 60% пользователей отмечают, что стали чаще занимать свое свободное время просмотром предложений маркетплейсов, интернет-магазинов и сервисов размещений частных объявлений, а 66% стали чаще использовать эти платформы для выбора подарков, совместных покупок и других активностей с друзьями или близкими.
В целом исследование показало, что информационные технологии значительно обгоняют умы россиян и развиваются гораздо быстрее общественных установок. Так, пока в сознании россиян технологии главным образом ассоциируются с приемом и передачей информации (28%), они все глубже проникают в разные сферы жизни человека. Уже сегодня до 68% россиян активно применяют их для досуга, быта, образования, общения и работы, отмечая при этом экономию времени и решая с их помощью более трети насущных задач.
Источник: Пресс-служба компании НАФИ