11 марта 2024 г.
О том, что происходило в сегменте печатающей техники после того как из России ушли заметные игроки рынка, и почему принтер — вроде и не элемент критической инфраструктуры, но без него до сих пор не обойтись, рассказали участники круглого стола, прошедшего в рамках совместного проекта издания IT Channel News и видеоканала Global Digital Space.
В дискуссии приняли участие:
- Максим Афонасьев, учредитель и генеральный директор ГК «Аксус»;
- Александр Кукин, директор по продажам Pantum International, Россия, СНГ;
- Игорь Нефёдов, директор по сервису и технической поддержке, Fplus Imaging.
IT Channel news: Каким для ваших компаний выдался 2023 г.?
Александр Кукин: Он сильно отличался от
Игорь Нефёдов: Действительно, после шока 2022 г. через параллельный импорт было завезено большое количество техники, что удовлетворило первичный голод заказчиков. Но для нас
Максим Афонасьев: Согласен: произошло некое переосмысление, начала выстраиваться новая модель потребления под новые условия. И для нас одним из ключевых направлений в 2023 г. стал сервис — поскольку вся цепочка поставок и печатающей техники, и расходных материалов заметно усложнилась, и сервис стал своеобразным ключом к решению этой проблемы. Переломный момент наступил, когда мы увидели явный рост запросов на сервис именно как на комплексное решение накопившейся у заказчиков головной боли.
IT Channel News: Какие сервисы сегодня востребованы клиентами?
М. А.: Наверное, основная головная боль заказчиков сегодня — это покупка ЗИПа для существующего парка техники, часто весьма разнообразного. Плюс к тому, разумеется, — поставки расходных материалов и обновление парка. Мы здесь чётко видим три целевые аудитории, для каждой из которых формируется своя цепочка поставок:
- заказчики, которые продолжают закупки по параллельному импорту («мы привыкли к этому оборудованию, и нам ничего другого не надо»);
- государственные заказчики, ориентирующиеся на реестр Минпромторга;
- компании, которые просто ищут наиболее выгодное для себя решение.
Для нас как для интегратора это разделение создало определённые сложности, но и открыло дополнительную возможность: стало куда очевиднее, чем прежде, что сервис для клиента — это решение всех проблем. То есть он покупает решение своих задач — и перекладывает заботу о достижении этой цели на поставщика услуги.
И. Н.: По сути, заказчикам нужно, чтобы техника печатала, чтобы стоимость страницы и цена обслуживания были стабильны. Поэтому мы как компания, оказывающая услуги печати, продолжаем это направление развивать. Да, в конце 2022 г. обрушились цепочки поставок, и основным вызовом было построить всё заново, сделав это за разумные деньги и обеспечив стабильность работы, — и наши клиенты, надо отдать им должное, отнеслись к этому с пониманием: совместными усилиями удалось всё настроить, и сейчас это вполне работающая система.
IT Channel News: Кто покупает сегодня в России печатающую технику?
А. К.: Прежде всего, это наши дистрибьюторы и партнёры
Например, аэропорт, где непрерывно отправляются на печать всевозможные документы, которые затем подписывают, ставят отметки и т. п. Без увесистой пачки бумаг самолёт не взлетит. И если вдруг принтер откажет, будет неважно, какой была себестоимость одного листа — 17 или 19 копеек, работа всего аэропорта парализована. И схожих важных инфраструктурных предприятий немало; взять те же МФЦ. Обеспечивать их по параллельному импорту с гарантией невозможно: то картриджи не приехали, то приехали, но не те и т. п.
Поэтому, например, «Беларусь банк», наш большой конечный заказчик, ещё в 2022 г. полностью обновил весь парк техники, на те устройства, для которых он гарантированно, в срок и по хорошей цене может получать расходные материалы.
И. Н.: Есть, конечно, ряд коммерческих заказчиков, которые настаивают на своём желании продолжать работу на оборудовании конкретного ушедшего бренда. Но мы чётко видим, что количество этих заказчиков снижается: потому что обожглись, поняли риски и начинают искать альтернативные решения. И хотя принтер как таковой никогда не относился к критичной инфраструктуре, без сопровождающих документов бизнес действительно останавливается — так что брать на себя такие риски никто не хочет.
IT Channel News: Считаете ли вы, что по итогам 2024 г. российский рынок устройств печати вырастет?
А. К.: Лично я не думаю, что мы будем расти: после COVID-19 потребление печатной техники стабильно снижалось на
И. Н.: Для нас
IT Channel News: Какие сегодня сложности у заказчиков?
М. А.: 2024 год для нас, скорее всего, будет годом формата А3 — из-за большого отложенного спроса. По соотношению производительности и себестоимости отпечатка мощные устройства всегда выгоднее. Но поскольку жизнь стала дороже, а денег запланировано в бюджете ровно столько же, как и прежде, не у всех заказчиков выходит купить именно то, что хотелось: именно в плане функциональных возможностей, а не бренда.
При этом известно, что наиболее частый и простой способ посчитать стоимость копии при оценке стоимости владения — это разделить стоимость картриджа на количество производимых им копий. Иногда плюсом учитывается стоимость оборудования и его жизненный цикл. Но по нашему опыту (уже более 15 лет как сервисный провайдер) картридж и сам принтер не влияют на себестоимость копии так сильно, как количество человеческого труда, вложенного в получение этой копии. Для нас как для сервисного провайдера один из ключевых критериев — это чем меньше устройство требует внимания со стороны инженера, тем оно выгоднее. И вот теперь ко многим заказчикам тоже приходит это осознание, — что очень отрезвляет и по-другому позволяет взглянуть вообще на этот процесс. Мы очень этому рады, да, потому что теперь наши компетенции более востребованы.
А. К.: Ещё в
Кстати, по технике А3, на которую однозначно есть отложенный спрос по причине её дефицита, — у нас модели А3 собственного производства появятся буквально в I квартале.
И. Н.: Надёжность оборудования — один из ключевых факторов, которому мы уделяем много внимания. Наши устройства никогда не были дешёвыми — но важно понимать, что стоимость владения складывается не только из стоимости устройства: это и объём расходных материалов, и их стоимость, и количество технических проблем, возникающих в процессе эксплуатации, причём не в первые
IT Channel News: Как справляются игроки рынка с теми сервисными контрактами, которые остались после ухода глобальных вендоров?
И. Н.: По-разному. В частности, Lexmark, уходя с рынка, продала свой российский бизнес компании Fplus — что позволило сохранить все обязательства перед теми клиентами, которые были у вендора в РФ. Не всё прошло бесшовно, но мы до сих пор оказываем сервис по этим контрактам.
М. А.: Действительно, тут всё очень по-разному. Самый частый пример в нашей практике — это когда устройство просто выключается, и его функции начинают выполнять либо другие, которые еще работают, либо вновь приобретённое. За 2 года накопилось много вышедшей из строя техники. Она ждёт какого-то решения, что с ней будет дальше: в том числе быть разобранной на запчасти, каннибализированной.
IT Channel News: Электронный документооборот и сервис вместо коробок — две вечные истории на рынке печати. Но была ведь ещё и третья, о которой немало говорили, — управление печатью внутри организации заказчика; были вендоры, которые делали ставку именно на это. А как дела обстоят сейчас?
М. А.: Главное сейчас — обеспечить работоспособность инфраструктуры печати в целом. Сегодня есть новые решения по управлению документооборотом, вполне хорошие, но они требуют вдумчивого тестирования. У нас очень много запросов и проектов на этапе наработки опыта и понимания, как это будет работать в реальности. Возможно, в 2024 г. в эту сторону будет сделан какой-то шаг: заказчик, успевший поработать с системой управления печатью, уже не хочет от этого отказываться, — особенно когда управлять надо большим парком техники.
И. Н.: Действительно, заказчикам, которые попробовали эти решения, сейчас очень сложно от них отказаться. Но когда привычные решения остаются без поддержки, компании испытывают острую потребность их заместить — и мы видим интенсивный рост запросов на российский софт по управлению печатью. Нам в этом смысле повезло, потому что в наш ИТ-холдинг входит компания Printum, разработчик российской системы управления мультивендорной печатью.
А. К.: В России уже есть
Важно и то, что у нас техника определённого сегмента — мелкая техника, в котором не все российские производители хотят работать. И это отличная возможность для кооперации: допустим, они продают А3-аппарат и свою систему управления печатью, а мы добавляем в их решение совместимые А4-устройства, — и все счастливы.
IT Channel News: Как обстоят дела с реальным импортозамещением по направлению печатающей техники?
М. А.: По нашей оценке, печатающее устройство импортозаместить сложнее, чем компьютер, поскольку тот собирается из стандартизованных компонентов — а у принтера вся логика управления находится внутри спроектированного и запрограммированного данным конкретным вендором чипа, который нельзя просто взять и скопировать. Если не говорить об отвёрточной сборке, то воссоздать такую логику вместе с чипом независимой разработкой — сложнейшая задача.
И. Н.: Российская печатающая техника существует. Понятно, что не вся элементная база доступна в России, но мы можем делать поверхностный монтаж, сборку, можем писать софт, то есть уровень локализации постоянно повышается — хотя в реестре Минпромторга российских устройств печати нет, потому что балльная система пока не принята. Но реестр для нас в любом случае не самоцель: стратегия нашей компании — обеспечить российских пользователей доступом к технологиям печати.
А. К.: Давайте определимся с терминами. Мы свою технику в России собираем (осуществляем поверхностный монтаж и т. д.) с 2019 г. Но отечественным устройством принято считать то, которое внесено в реестр отечественных производителей. И если балльная система будет такой, как ее сейчас обсуждают, то Россия наверняка сразу же станет родиной печатной техники. Во всём в мире
IT Channel News: Чего вы ждёте от 2024 года?
А. К.: У нас большие ожидания: серьёзное обновление модельного ряда; выход новых розничных решений, новых серий, дальнейшее развитие программных продуктов, упрощение их обслуживания. Намечается новая А3-линейка, причём во вполне доступном ценовом сегменте, в котором сегодня в России полностью отсутствует предложение. А вообще, наша задача — это инфраструктурный рост. Мы запускаем чат-бот в сервисной поддержке, перешли на прямую авторизацию сервисных партнёров, — всё это для обеспечения достойного сервиса продукта, который мы продаём в России.
И. Н.: У нас главное ожидание от 2024 года — увеличение доли устройств, произведённых в России, в общем объёме продаж. Планируем в этом году представить линейку А3-устройств печати под маркой Fplus.
М. А.: Мы также делаем ставку на высокопроизводительные устройства, на А3-формат, но основное всё-таки — это комплексное решение: аппаратная платформа печати плюс программное обеспечение и сервис для неё, — вот что соответствует задачам заказчика. В прошлом году мы провели много экспериментов, и сейчас видим возможности для реализации интересных, масштабных проектов, — наверное, это самое большое ожидание. Но и стандартные проекты, в которых мы продолжим участвовать, уверен, продемонстрируют хорошие результаты.
Еще больше ответов на вопросы, а также дискуссия о рынке совместимых расходных материалов, реальном импортозамещении и болях клиентов в этом сегменте рынка — в полной версии видеоинтервью.
Спецпроект
Источник: Светлана Белова, IT Channel News