12 марта 2024 г.
Если верить прогнозам аналитиков, то уже по итогам текущего года до половины поставленных в канал персональных компьютеров в мире будут готовы к локальному запуску систем искусственного интеллекта (ИИ). Для партнёров обоих уровней это само по себе хорошая новость, — такие ПК благодаря более солидной аппаратной конфигурации обещают повышенную маржинальность. Однако подлинная выгода для участников канала заключается в том, чтобы предлагать заказчикам не «железо» для запуска ИИ-моделей, а готовые ИИ-решения, — в этом убеждены участники мартовской конференции XChange 2024, организованной The Channel Company, учредителем американского отраслевого издания CRN.
Как выяснилось, большинство игроков ИТ-канала в США уже раздумывают над тем, как продавать ИИ своим клиентам. Согласно проведённому The Channel Company исследованию, треть ИТ-вендоров на американском рынке готовы прямо сейчас предлагать ИИ-продукты, которые партнёры тем или иным образом могли бы монетизировать; 17% работают над созданием таких продуктов, а 28% исходно нацелены на разработку ИИ-решений, предполагающих распространение именно через канал, а не напрямую заказчикам.
Всего в Штатах оперируют более 300 компаний, действующих в области искусственного интеллекта, — причём в подавляющем большинстве (74%) они предлагают свои разработки по схеме SaaS через облака. В основном такие решения относятся к сфере генеративного ИИ, на манер ChatGPT для текстового общения с пользователями, Dall-E для создания статических изображений по подсказкам, Sora для производства коротких видеороликов и т. п. Особенность момента, как указали участники XChange 2024, в том, что на нынешнем уровне развития технологий размер бизнеса заказчика не имеет принципиального значения: вендоры с одинаковым энтузиазмом взаимодействуют и с крупными корпорациями, и с совсем небольшими компаниями.
С одной стороны, это позволяет заказчикам напрямую выходить на интересующих их вендоров и получать адаптированные под свои запросы ИИ-решения из первых, что называется, рук. С другой — обеспечивает участникам канала возможность, организовав хотя бы несколько клиентов со схожими потребностями и разработав для них общее техническое задание, становиться посредниками в деле кастомизации вендорских ИИ-моделей для них, помогая тем самым вендорам сокращать издержки на прямом взаимодействии с закзчиками — и получая в итоге прибыль. Более того, если развёртывание кастомизированной ИИ-системы производится в частном облаке партнёра, чувствительные данные заказчиков априори оказываются лучше защищены, что повышает для них привлекательность такого подхода.
По состоянию на февраль 2024 г. уже 12% поставщиков решений (solution providers) в американском ИТ-канале сами интегрировали ИИ в свои рабочие процессы, — это весьма солидный показатель, учитывая, что ChatGPT привлёк всеобщее внимание к генеративному ИИ как явлению и бизнес-возможности всего-то около полутора лет тому назад, осенью
Интересно, что на первых порах партнёры предпочитают предлагать своим клиентам ИИ-решения в тестовом, по сути, режиме, — не принимая на себя соответствующих юридических обязательств, что было бы необходимо в случае предоставления таких услуг на коммерческой основе. Если доля вовсе не затрагивающих направление ИИ поставщиков решений составляет, согласно опросу The Channel Company, 23%, то доля не предлагающих коммерческий продукт на основе ИИ, — уже 77%. Таким образом, около половины респондентов находятся в процессе тестирования своих потенциальных бизнес-предложений.
Ещё один любопытный факт можно трактовать как свидетельство чрезвычайно ранней стадии, в которой в целом пребывают сегодня технологии искусственного интеллекта: в октябре
В целом The Channel Company отнюдь не рекомендует участникам американского канала форсировать события и силой навязывать заказчикам ИИ-решения, — тем более, что стремительность, с которой те совершенствуются, вселяет уверенность в неуклонном росте качества их работы на протяжении продолжительного времени. К тому же, волюнтаристская интеграция ИИ в действующие бизнес-процессы всего предприятия разом грозит серьёзными проблемами, если что-то пойдёт не так. Эксперты советуют партнёрам постепенно формировать технические задания на возможное внедрение ИИ-систем у своих клиентов, глубже изучая их насущные потребности и возможности, а на практике начинать такое внедрение точечно, на отдельных участках, в обособленных подразделениях и т. п., — чтобы создавать оптимальную среду для вольного экспериментирования и оперативного исправления возможных недоработок.
Вместе с тем, обратили внимание специалисты The Channel Company, чрезмерная осторожность в деле интеграции ИИ в рабочие процедуры может обойтись заказчику дорого — поскольку более решительные его конкуренты, оптимизировав за счёт нового инструментария собственные бизнес-процессы, уйдут по показателю деловой эффективности в такой отрыв, что догнать их за разумное время уже не выйдет. К
Практически повсюду, где от человека на рабочем месте не требуется высокого творчества и прорывной изобретательности — а таких позиций по экономике в целом никак не меньше
Источник: Максим Белоус, IT Channel News