18 марта 2024 г.

Несколько лет назад, когда «КоммерсантЪ» праздновал свой юбилей, по всей Москве были расклеены плакаты «20 лет — не срок». Но у каждого свое отношение к датам. О том, что такое 20 лет для ИТ-компании, и как все это время не просто выживать на рынке, но и продолжать оставаться успешным, мы поговорили (см. ниже ссылку на полную версию видеоинтервью) с Дмитрием Рубченко, учредителем группы компаний «Компьютеры и сети» (Новосибирск).

IT Channel News: В этом году ГК «Компьютеры и сети» исполняется 20 лет. Как вы себя чувствуете в этом возрасте?

Дмитрий Рубченко: Очень интересно: не успели оглянуться, а уже юбилей. Но этот возраст не чувствуется. Жизнь идёт дальше, появляются новые интересные задачи, и кажется, что мы постоянно находимся в состоянии стартапа.

С другой стороны, то, что нам 20 лет, заставляет задуматься и признать, что мы уже давно не стартап. И сразу появляется уверенность в завтрашнем дне. Мы же 20 лет справлялись со всем, значит, и дальше тоже справимся.

IT Channel News: Для ИТ-рынка 2004 г. был не самым простым. Как пришла идея создать свою компанию, откуда была уверенность, что получится?

Д. Р.: Мне тогда было 24 года, и плана создать свою компанию, тем более ИТ, у меня не было. Все получилось благодаря тому, что у меня в школе не было черчения. И поэтому я чуть не «завалил» этот предмет на первой же сессии в институте (учился в Новосибирском государственном техническом университете на факультете летательных аппаратов). А после нее преподаватель предложил тем, кто хочет получить зачёт, взять на весь семестр домашнюю работу — сделать методички в компьютере. Компьютера у меня не было, а зачёт сдать хотелось. Поэтому я целыми вечерами сидел в терминальном классе, стал «уверенным пользователем» и захотел заработать на собственный компьютер. После первого курса пошел работать. Был грузчиком, монтажником. Родители немного добавили, так я купил себе первый ПК.

А чуть позже проснулся интерес к предпринимательству: летом после 3 или 4 курса института мы с товарищем решили заняться «бизнесом»: покупали б/у компьютеры, продавали б/у компьютеры. В сентябре надо было возвращаться к учебе, и «бизнес» пришлось закрыть. Но так как я увлёкся этой темой, отец помог мне устроиться на предприятие на полставки системного администратора, чтобы я мог совмещать работу и учебу. И в 2002-2003 годах я стал набирать свою первую «клиентскую базу»: помогал настраивать компьютеры не только на своей работе, но и в других компаниях. Сейчас это называли бы аутсорсингом.

А когда на пятом курсе института я познакомился с человеком, который занимался «1С»-программированием, мы и решили создать свою компанию, чтобы продавать комплексные услуги: мой «аутсорсинг» и его программирование на «1С». Я уволился с полставки, у нас появились заказчики. Примерно через полгода мы разошлись, и я остался с парой людей (один из которых стал моим партнёром) и 10 заказчиками, которых надо было обслуживать, в том числе и менять их парк ПК. Так мы и стали продавать компьютеры.

IT Channel News: А почему «Компьютеры и сети»?

Д. Р.: Когда я еще был студентом и работал и монтажником, и системным администратором, мне на день рождения подарили визитку, на которой было написано «Услуги системного администрирования», а сверху — «Компьютеры и сети». И с этой первой визитки, которую мне просто подарили, и пошло наше название. Мы потом долго думали, стоит ли его менять, но поняли, что оно лучше всего отражает то, чем мы занимаемся уже 20 лет: компьютерами и сетями.

IT Channel News: Если посмотреть на весь пройдённый путь, рискнули бы вновь создать такой бизнес?

Д. Р.: Когда я начинал, это не было рискованно. Даже не могу сказать, что считал это бизнесом. В 2004 г. не было такого, чтобы я целенаправленно думал и планировал, как создать компанию — системного интегратора. Я был студентом, которому нужно на чем-то зарабатывать: что умел, то и делал. Просто у меня всегда было стремление делегировать работу, чтобы самому заниматься организаторскими функциями.

IT Channel News: В 2004 г. в Новосибирске было много сильных ИТ-компаний, и казалось, что протиснуться между ними уже невозможно...

Д. Р.: А мы тогда их и не замечали. Они были мега-большими, делали что-то заоблачное, а я студент, занимался тем, на что они и не смотрели.

С конкуренцией мы столкнулись позже: лет через 5, когда бизнес начал становиться бизнесом, и мы стали продавать заказчикам целенаправленно, а не только по «сарафану». Вот тогда мы поняли, что на рынке действительно много игроков, а мы как молодёжь никому не нужны: куда ни придешь, двери закрыты.

Но нам помог кризис. Именно в 2012 году началось активное развитие нашей компании. Для меня период с 2004 г. по 2012 г. был стартом: мы наработали опыт, жизненную позицию. И когда наступил кризис, я принял, как мне кажется, очень правильное решение: вместо того, чтобы сокращать сотрудников, мы открыли новые вакансии. Оказалось, что этот кризис сильно задел одну из крупнейших компаний Новосибирска, и к нам из нее пришли несколько опытных менеджеров, которые научили меня работать с госсектором. И с 2012 года мы стали активными участниками аукционов.

Нас тогда в штате было человек 10 максимум — команда энтузиастов: все занимались обслуживанием компьютеров и монтажом сетей, выезжали на объекты, лазили, настраивали. Одно время, пока не появился первый офис, этим «добром» у меня была завалена вся квартира.

IT Channel News: А когда поняли, что можете быть большим бизнесом?

Д. Р.: Первые цели и желания появились в 2012-2013 гг., когда мы выиграли первый крупный аукцион, на 20 млн руб. — поставка ноутбуков в образование. Для нас это было мега-победой и праздником, а еще вызовом и риском. Заказчик не очень хотел видеть нас в той сделке, но люди сделали ошибку, и мы смогли выполнить этот проект. Было очень страшно. Я до этого таких денег — 20 млн руб. — в жизни не видел. Но команда помогала: у людей, которые к нам пришли, уже был этот опыт. И именно с этого проекта и началось наше интенсивное развития.

IT Channel News: А сейчас тоже страшно от масштаба проектов?

Д. Р.: Нет. Мы уже научились фильтровать сделки и отказываться от тех, в которые у нас «голова не пролезет». Конечно, мы стараемся выполнять максимально амбициозные задачи, но только те, в которых уверены, что их сделаем. Поэтому сейчас у меня нет такого страха, но зато есть ответственность за сотрудников — сейчас в нашем коллективе около 260 человек. И я как учредитель компании больше переживаю за команду, за выполнение моих обязательств перед ними в моменты, когда отменяются проекты или внешние воздействия становятся неблагоприятными.

И это показывает, как сильно за 20 лет поменялось мое мышление: от студента, который искал, как заработать на хлеб, до владельца компании, работающей с серьёзными заказчиками в серьёзных проектах.

Но мне кажется, иначе и быть не могло. В ИТ-бизнесе все настолько быстро меняется: вспоминаешь, каким ты был 1-2 года назад, и понимаешь, что сегодня ты уже совсем другой.

Были, конечно, и реперные точки изменений. Например, в момент расставания с партнером, с которым мы работали пару лет после образования компании, я понял, что теперь ответственность и за оставшихся сотрудников, и за заказчиков только на мне. Именно тогда я по-настоящему и научился принимать самостоятельные решения. И это очень сильно продвинуло меня вперед.

Или мое участие в «Форсайт играх» (2014-2015 г.), где мы разбирали, какими должны быть цели, как строить стратегию. Именно там я впервые сформулировал, что же хочу. Одними из первых целей были: достичь оборот в 1 млрд руб. и начать работать с более крупными заказчиками. Насколько тогда это было размыто и неконкретно, но мы пошли по тому пути, который я наметил, и достигли этих целей.

Сейчас мы совсем по-другому относимся к стратегии: проводим стратегические сессии, занимаемся планированием. Но мы стали делать это не так давно, лет 5 назад. И это тоже про изменение мышления, ведь многие наши решения (в том числе и об открытии филиалов (Якутскому уже 8 лет, Московскому — 6)) мы долгое время принимали интуитивно.

IT Channel News: Что такое «Компьютеры и сети» сейчас?

Д. Р.: Во-первых, это полноценный интегратор, предлагающий заказчикам большой набор услуг.

Во-вторых, это высококвалифицированная команда, способная справиться с разными задачами.

В-третьих, это то, что мы точно умеем делать хорошо — продавать технику (но не позиции со склада, а подбирать решения под разные задачи наших заказчиков), внедрять, интегрировать, запускать. Так, в 2023 г. наше мультимедийное подразделение реализовывало инсталляции для выставки Россия на ВДНХ. И для нас это очень значимый проект. Кстати, у нас есть список объектов (в т. ч. медицина, промышленность и т. д.), которые открывал Президент и на которых работали наши специалисты.

И лично для меня очень важно, что мы можем принести пользу, работая на таком масштабе — это совершенно другое ощущение себя, другое позиционирование, даже в собственных глазах.

Конечно же, у нас остались традиционные направления: монтаж слаботочных систем и «1С-франчайзинг». Сейчас им занимается мой партнер.

С такими компетенциями мы как системный интегратор, приходя к заказчику, можем найти много разных точек соприкосновения.

IT Channel News: А когда вы себя почувствовали «полноценным системным интегратором»?

Д. Р.: Думаю, когда в 2015 г. вы впервые включили нас в рейтинг «25 лучших региональных ИТ-компаний» — тогда пришло понимание, что мы видны на рынке. Ведь мы все, чем занимались, называли «комплексные корпоративные решения», а потом оказалось, что это и есть системная интеграция.

С тех пор это понятие сильно изменилось, да и роль системного интегратора стала гораздо важнее. Особенно в последние 2 года. После того, как рынок перевернулся, а проверенные решения вендоров ушли с рынка, значительная часть работ по скрещиванию чего-то с чем-то, подбору рабочих (в современной реальности) вариантов, запуску и т. д. ложится на наших инженеров.

Поэтому сейчас для системного интегратора самое важное — его компетенции. Заказчики, к сожалению, не успевают следить за всеми изменениями, которые происходят на рынке. И уже 4 года (начиная с пандемии) ИТ-компании живут в режиме подвига. Мы не исключение. Нельзя сказать, что для бизнеса это были плохие годы: все это время компания росла и развивалась.

Но много жизненно важных решений приходилось принимать очень быстро. Например, в момент перехода на удаленную работу. Кстати, мы довольно быстро перестроились, и смогли сохранить полностью функционирующий бизнес. А после выхода из кризиса часть нашей команды так и осталась работать удаленно. Но эти несколько месяцев сильно изменили отношение к удалённой работе. Я и до пандемии был сторонником перестройки бизнес-процессов, чтобы мы не были привязаны к офису. Пандемия ускорила этот процесс: мы можем приглашать к нам в команду специалистов независимо от их месторасположения. Сейчас в компании работают люди из 10 городов, даже из Калининграда.

Напомню, что головной офис нашей компании располагается в Новосибирске, но и для заказчика сегодня это уже не имеет значения: за последние 3 года мы выполнили проекты в более чем 60 городах, вплоть до решения достаточно сложных задач на площадках «Алроса» или Иркутской нефтяной компании. Работали даже в тайге. С одной стороны, это очень интересно, но с другой, по факту оказывается, не всегда выгодно. В части проектов реальная проблематика гораздо больше, чем заявлена изначально. Как следствие — стоимость работ возрастает, а заказчик не всегда готов за это платить. Да и конкурсные процедуры диктуют цену. Но как минимум, благодаря этим контрактам у нашей компании появились новые компетенции: каждый новый проект развивает команду, каждый становится точкой роста. Это как с теми первыми ноутбуками за 20 млн руб.: сначала за такой масштаб страшно браться, а когда сделали, понимаем, что теперь и это умеем! Давайте это тиражировать!

Кстати, благодаря таким территориально распределённым проектам мы смогли развить нашу команду монтажников. Мы работали с новосибирской компанией «Посудацентр», когда она создавала свою филиальную сеть. Этот заказчик научил работать так, чтобы нам было все равно, где именно реализуется проект. Они заходили в новый город, выбирали точку, назначали дату открытия, и нужно было выполнить все работы и помочь им запустить магазин именно к этой дате. И такие условия сотрудничества нам дали хороший толчок в развитии

IT Channel News: 12 лет назад, когда в своем родном городе вы приходили к большим заказчикам, «все двери были закрыты». А как сейчас воспринимают новосибирскую компанию в других регионах?

Д. Р.: Пандемия сгладила границы между регионами, и в головах у заказчиков тоже. Конечно, до сих пор есть территории, где у местных компаний есть сильное лобби. Но даже для таких случаев у нас есть главный козырь — наши компетенции. Не в каждом регионе есть компании, которые могут на должном уровне выполнить проекты, которые реализуем мы. Кроме того, как и многие наши коллеги, мы работаем и с московскими заказчиками, которые делают проекты не только в столице, но и для своих подразделений по всей территории страны. И это нам сильно помогает расширить географию присутствия. Ну а после удачных внедрений клиенты, конечно же, рекомендуют нас своим коллегам. Сарафанное радио — это приятный бонус после хорошо сделанной работы.

IT Channel News: А как вы думаете, молодым людям, которые сейчас начинают бизнес, сложнее или легче, чем было вам?

Д. Р.: К сожалению, в системной интеграции молодёжи крайне мало, потому что в основном ИТ-бизнесом считают большую разработку, а ИТ-компаниями — «Яндекс» или, если в Новосибирске, то 2GIS. Что же касается системных интеграторов или производителей, то для них это не «настоящее ИТ» — наш бизнес им не интересен. Кроме того, в нашей сфере очень длинные проекты, а молодёжь в силу своего характера хочет получать быстрые результаты. Но для тех, кто сейчас все-таки заходит в наш бизнес, открыто прекрасное окно возможностей — в связи с тем, что за последние 2 года рынок очень сильно поменялся.

И не только для них. Мы видим много интересных направлений, и у нас есть глобальные планы развития в них. Потому что, если сейчас не быть амбициозным, то, наверное, и не стоит этим заниматься. А мы всей командой очень хотим развиваться: укрупнять проекты, активно работать с более крупными заказчиками. Чувствуем, что у нас есть для этого и ресурсы, и опыт, и нам требуются как раз такие задачи, которые всему этому соответствуют. Нашим компетенциям уже тесно в проектах на 1 млн руб. Нужны проекты на сотни миллионов, в которых наша команда может реализоваться. Сейчас у всех специалистов есть запрос: «дайте нам интересную задачу!». И мы понимаем, что у нас есть что предложить заказчику. У нас есть то, что мы уже хорошо умеем делать, и огромный потенциал развития и реализации в тех сферах, в которых уже являемся профессионалами. Поэтому в первую очередь будем прокачивать те компетенции, которые у нас есть. В том числе и за счет привлечения новых специалистов: у нас открыто много вакансий в разных направлениях. Потому что без людей невозможно активно развиваться ни сейчас, ни в будущем.

Полная версия видеоинтервью:

Источник: Светлана Белова, IT Channel News

Реклама ООО «ГК «Компьютеры и сети», ИНН: 5402540742