5 июля 2024 г.

Крупнейшие игроки российского ИТ-рынка рассказали, почему занимаются корпоративной социальной ответственностью и как делать это эффективно, на конференции Smart Social.

17-18 июня 2024 г. в Москве прошло мероприятие Smart Social — первая масштабная российская конференция, на которой прицельно говорили о корпоративной социальной ответственности ИТ-бизнеса. В ней приняли участие топ-менеджеры крупнейших технологических компаний, разработчики программных решений, а также представители некоммерческих организаций, органов государственной власти, сферы образования и просвещения.

Событие организовали компания «Мобиус Технологии», ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы» и «Акселератор Возможностей».

Как отметила на открытии конференции директор по устойчивому развитию компании «Мобиус Технологии» Ирина Ефремова-Гарт, количество ИТ-компаний в нашей стране в последние годы растет невероятно быстрыми темпами, и потому очень важно помочь тем из них, кто еще не успел вникнуть в тему КСО, сориентироваться в том, что она собой представляет, какой бывает, почему инициативы в этой сфере нужны не только обществу, но и самому ИТ-бизнесу. Собственно, эту задачу и поставили перед собой организаторы конференции Smart Social.

Что значит КСО для ИТ-компаний

Важным предметом дискуссии между представителями ИТ-бизнеса стал подход технологических компаний к самому понятию КСО.

«Мне кажется, пришло время переосмыслить понятие социальной ответственности как таковой», — заявила руководитель по устойчивому развитию ПАО «Вымпелком» Евгения Чистова. По ее словам, многие расценивают этот термин в качестве долга компании «делать что-то сверх» для влияния на свою репутацию. Однако эта риторика, на ее взгляд, немного устарела, потому что сегодня социальная ответственность — это не столько инструмент, сколько образ функционирования всего государства и бизнеса в том числе.

«Интересно, что первая нейросеть, которая появилась у нас в компании, была создана под социальную задачу — дроны „ЛизаАлерт“, которые используются для поиска пропавших людей в природной среде. Получается, что социальная задача дала очень мощный импульс ... и новому технологическому направлению бизнеса», — рассказала Евгения Чистова. Она подчеркнула, что цифровыми игроками в настоящее время можно назвать практически всех — от нефтяных заводов до банков.

«Кажется, что для ИТ-индустрии реализация такого рода проектов всегда была внутренней потребностью и неким культурным кодом», — добавила директор по национальным и стратегическим проектам Yandex Cloud Анна Лемякина. По ее словам, при трудоустройстве новых специалистов платформа проводит опросы на тему, чем она важна для них в качестве работодателя: «Мы видим, что больше 80% тех, кто к нам приходит — а это молодежь, бывшие выпускники, — отмечают, что для них действительно очень важно, что компания реализует такие социальные проекты».

«В ИТ нет вещей, которые жестко формализованы: ни у одного человека не написано „думать в должностной инструкции“, „вкладывать кусочек души“, „вечером сидеть и чинить аварию, если это влияет на большое количество пользователей“. Но в ИТ такой культурный код, что если происходит авария — она чинится, если что-то делается — то так, чтобы пользователям было удобно», — подчеркнул директор по развитию бизнеса, управляющий партнер Logrocon, руководитель программы МВА «ИТ-менеджмент» школы бизнеса МИРБИС Владимир Туровцев.

В то же время основатель и генеральный директор компании WeMakeTeam Игорь Никитин отметил, что нередко ESG-повестка используется компаниями в PR-целях, что может приводить к подмене понятий. «Для меня это [ESG] — фактор моей совести... Мне не особо хочется пиарить эту составляющую», — поделился он, отметив при этом, что было бы неплохо, если бы появился какой-то параметр, который помог бы измерять социальный эффект от КСО-деятельности бизнеса.

Сотрудничество ИТ-бизнеса и НКО

Вопросы сотрудничества ИТ-компаний и НКО стали еще одной важной темой, которую обсудили участники конференции. «Очень многие НКО уже активно пользуются цифрой, но не настолько активно и эффективно, как это делают бизнес и государство. Цифра и НКО пока еще не очень дружат, и этому есть некоторые вполне себе объективные причины», — заявила директор центра социальных технологий «Гарант» и председатель совета «Фонд Потанина» Марина Михайлова на открытии конференции. Одна из этих причин, по ее словам, заключается в стремительной скорости цифровой трансформации и отсутствии у НКО отдельных специалистов, которые отвечали бы за эту сферу.

С этим соглашается и исполнительный директор профильного центра поддержки и развития НКО и гражданского общества D-Group Social Инга Моисеева: «ИТ-компании во главу угла ставят инновационное развитие — их и рынок, и ситуация к этому сейчас подталкивают, а мы объективно не успеваем. И вот здесь нужна дополнительная помощь протянутой назад руки».

В то же время основатель и руководитель центра GrantRafting и куратор программы «Музеи Русского Севера» Эльвира Алейниченко выразила мнение, что позиция «подать руку назад, чтобы кого-то подтянуть» не очень конструктивна, так как настоящие изменения возможны только с позиции равноправного партнерства. Не менее важен, на ее взгляд, и принцип ответственности, так как НКО, принимая предложение о помощи от той или иной ИТ-компании, тоже выделяют свое время и ресурсы, чтобы вникнуть в детали проекта, и потому бросать его на полпути недопустимо.

Рекомендациями о том, как ИТ-компаниям и НКО строить эффективное сотрудничество, поделился и директор по коммуникациям фонда целевого капитала «Истоки» Кирилл Ольгинский. По его словам, и бизнесу, и НКО нужно понимать, чего они хотят от конкретного сотрудничества, и заранее максимально открыто проговаривать все нюансы, например, если бизнесу нужен PR, а также четко определять зоны ответственности сторон в проекте. При этом, как отметил спикер, есть и другая крайность — риск уйти в чрезмерную регламентацию. Поэтому, учитывая, что в НКО могут быть иные темпы согласования, бизнес должен закладывать на это некоторый люфт при планировании. Помимо этого, Кирилл Ольгинский посоветовал включать в рабочую группу по сотрудничеству с НКО не только директора по КСО, но и человека, отвечающего за мотивацию — то есть HR-специалиста.

Как ИТ-компании отбирают проекты для сотрудничества в области КСО

Участники конференции из числа представителей ИТ-компаний рассказали о принципах отбора проектов в области КСО.

Например, Yandex Cloud в настоящее время работает с инициативами в трех ключевых направлениях: экология, здравоохранение и наукоемкие социальные задачи, которые могут быть решены с помощью технологий.

«Мы отбираем те проекты, где считаем, что действительно можем быть полезны в первую очередь как экосистема», — отметила Анна Лемякина. Сам же экосистемный подход платформа реализует через поэтапный подбор партнеров из разных категорий для каждого проекта: в первую очередь научных организаций, затем системных интеграторов и разработчиков, далее так называемых технооптимистов — неравнодушных людей, у которых есть определенные знания и навыки, и, наконец, партнеров, чья экспертиза необходима для решения конкретных задач.

В свою очередь, «Вымпелком», по словам Евгении Чистовой, работает с социальными задачами, которые не могут быть решены без помощи технологий, задачами, реализация которых даст мощный и масштабируемый социальный эффект, а также проектами с возможностью применить технологии компании.

ПАО «Ростелеком» также рассматривает много предложений о сотрудничестве в области КСО. По словам руководителя социальной политики и специальных проектов департамента внешних коммуникаций компании Натальи Белошицкой, проекты-кандидаты должны соответствовать целям и задачам компании, а также быть инновационными, гибкими и устойчивыми к рыночной ситуации.

Поиск точек пересечения

В ходе конференции ее участники познакомились со множеством практических кейсов в области КСО, которые сегодня реализуют ИТ-компании.

Так, Евгения Чистова рассказала о созданном в сотрудничестве с Сеченовским университетом совместном предприятии, которое занимается развитием ИИ-системы машинного зрения, чья задача — анализировать рентгеновские снимки и помогать врачам с постановкой диагноза.

О всероссийском проекте по обучению детей и взрослых принципам безопасного поведения в интернете «Кибер Забота», запущенном компанией «Киберпротект», рассказала ее исполнительный директор Елена Бочерова: «У каждого человека, который входит в мир коммуникации с гаджетом... всегда уникальный опыт. Он нарабатывает свой опыт безопасного передвижения по этому огромному глобальному облаку индивидуально, у него нет правил дорожного движения, предохранителей». Задачу дать ему их, поделившись накопившимися в большом количестве знаниями по теме, как раз-таки поставила перед собой команда «Киберпротект».

О социальных инициативах маркетплейса Lamoda рассказала руководитель ее группы по КСО Оксана Костив: «В 2020 году, когда случилась пандемия, мы поняли, что благотворительным фондам тяжело продавать свой мерч, как они делали это раньше на фестивалях. Мы стали первым e-com в России и СНГ, кто сделал специальную благотворительную „полку“, и научили фонды централизованно продавать [там] свой мерч». Со временем этот проект вырос в большую площадку Lamoda Planet, где собраны экологичные, этичные, благотворительные и инклюзивные товары.

Руководитель благотворительной платформы «СберВместе» Елена Шлегель говорила о том, как платформа помогает обезопасить людей от мошенников, прикрывающихся благотворительностью и способствует переводу пожертвований только в самые надежные благотворительные организации. Также она рассказала о разработанной компанией модели прогнозирования склонности людей к благотворительности — она позволяет выделять категории граждан, коммуникации с которыми будут наиболее эффективными для достижения целей, связанных с благотворительностью.

Анна Лемякина из Yandex Cloud отметила, что помимо классических направлений КСО-деятельности, ИТ-компаниям важно реализовывать новые сценарии применения технологий для решения задач в области ESG — например, таких как климатическое прогнозирование или предотвращение экологических катаклизмов. В качестве примера спикер привела проект, который компания реализует совместно с платформой «Яндекс Погода» и вулканологами на Камчатке: это модель в форме интерактивной карты, которая прогнозирует высоту и интенсивность выбросов вулканического пепла, а также направление движения облаков пепла, что очень важно, в том числе, для работы авиации в этом регионе.

О деятельности «Лаборатории Касперского» в области КСО рассказала ее директор по устойчивому развитию Мария Лосюкова. По ее словам, к компании часто обращаются за поддержкой различные НКО, и одна из них — это Нижегородский женский кризисный центр: «Они работают со сталкингом и домашним насилием — мы выпускаем собственные утилиты, которые помогают бороться со сталкинговым ПО, работаем и с кибербуллингом, и со сталкингом онлайн». По словам спикера, представители фонда сами обратились к «Лаборатории Касперского» со списком идей для возможного сотрудничества, и примерно половина из них подошла компании по ее тематической направленности. «Поэтому мой призыв — искать темы пересечения», — подчеркнула она.

Источник: Пресс-служба компании «Мобиус Технологии»