18 июля 2024 г.

Очередной пакет американских санкций, вступивших в действие в середине этого года, по сути заблокировал для «Лаборатории Касперского» возможность продавать свои ИБ-продукты в Америке. Неудивительно, что в середине июля представители компании с сожалением подтвердили, что «тщательно изучив и оценив влияние требований законодательства США, приняли печальное и трудное решение [уйти с американского рынка], поскольку возможностей ведения бизнеса в этой стране больше нет». «Лаборатория» уволит около полусотни сотрудников, которые работали на неё в США, и с 20-го июля постепенно прекратит все операции на территории заокеанского государства.

Испытывая по понятным причинам в последние годы немалые трудности на американской земле, компания тем не менее заработала там за прошлый год 721 млн долл. (что, правда, на 4% меньше, чем в 2022-м). По её собственным данным, на ИБ-продукты под брендом Kaspersky всего полагаются более 240 тыс. корпоративных заказчиков — правда, какая их доля приходится на наиболее экономически выдающуюся страну североамериканского континента, не уточняется. Минторг же США признал эти продукты несущими «неоправданные и неприемлемые риски для национальной безопасности США а также для безопасности американских граждан», — что в логике «расставания» (decoupling) ИТ-индустрий ведущих политических игроков мира выглядит вполне логичным, пусть и не подкреплённым фактическими доказательствами, заявлением.

Строго говоря, прямых обвинений разработчика в том, что его ПО может каким-то образом навредить американским компаниям и гражданам, Минторг США не предъявлял. Глава этого ведомства Джина Раймондо (Gina Raimondo), которую цитирует издание CRN, заявила в июле: «Россия продемонстрировала, что у неё есть возможность — и, более того, намерение — использовать российские компании, такие как Kaspersky, для сбора личной информации американцев и превращения её в оружие». Дюжина сотрудников компании (но не сам Евгений Касперский) были включены в перечень «граждан особой категории» (Specially Designated Nationals, SDN), ведущийся Управлением по контролю над иностранными активами американского Минфина (U.S. Department of the Treasury’s Office of Foreign Assets Control, OFAC). При этом сама «Лаборатория Касперского», как и её основатель и руководитель, ни под какие рестрикции со стороны OFAC не попали, — просто исходя из некой гипотетической возможности злонамеренного использования американских данных ей запрещены операции в США.

Используя этот случай как наглядный пример, издание CRN напомнило участникам американского ИТ-канала, что игнорировать геополитику, ведя свой бизнес, сегодня попросту невозможно, — и что партнёров нынче следует выбирать «правильных», чтобы потом не оставаться у разбитого корыта прекрасно отлаженных поставок и техподдержки, завязанных на вендора, которого вдруг по тем или иным причинам власти признают угрозой для национальной безопасности.

Собственно, Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) США ещё в 2017-м запретило использование продуктов под брендом Kaspersky в ИТ-системах федерального подчинения, — и уже тогда в целом стало понятно, к чему дело в итоге придёт. Как раз примерно в те годы администрация Трампа начала ИТ-противостояние с КНР, блокируя доступ оборудования ZTE и Huawei на внутренний рынок и затрудняя по мере сил их собственное технологическое развитие.

Результатом, правда, оказалась довольно успешное продвижение КНР в чипмейкерской области — но тем американским канальным партнёрам, которые в своё время сделали ставку на надёжные и привлекательные по цене продукты зарубежных вендоров (что китайских ИТ-шигантов, что «Лаборатории Касперского»), от этого совершенно точно не легче. И участникам российского ИТ-канала это тоже стоит иметь в виду — если, конечно, когда-нибудь ушедшие из страны «глобальные» бренды пожелают вернуться обратно.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News