1 августа 2024 г.
Gartner прогнозирует, что к концу 2025 года как минимум 30% проектов внедрения генеративного ИИ будут отвергнуты после проверки концепции из-за низкого качества данных, ненадлежащего контроля рисков, растущих затрат или неясной бизнес-ценности.
«После прошлогоднего хайпа руководителям не терпится увидеть отдачу от инвестиций в GenAI, однако компаниям не удается подтвердить и реализовать их бизнес-ценность, — пишет в пресс-релизе Рита Саллам (Rita Sallam), ведущий вице-президент-аналитик Gartner. — По мере того, как масштаб инициатив расширяется, финансовое бремя разработки и внедрения GenAI-моделей становится всё более ощутимым».
Главная трудность для организаций состоит в обосновании немалых инвестиций в GenAI для повышения продуктивности, отдачу от которых трудно выразить в цифрах финансовой выгоды, говорит Gartner. Многие организации используют GenAI для трансформации своих бизнес-моделей и создания новых бизнес-возможностей, однако это сопряжено со значительными затратами, составляющими от 5 млн долл. до 20 млн долл. (см. рис. 1).
Рис. 1. Затраты при разных подходах к внедрению GenAI
Потреблять (Коммерческие приложения GenAI) / Встроить (GenAI API в кастомных приложениях) / Расширить (GenAI-модели, использующие извлечение данных) / Кастомизировать (GenAI-модели с тонкой настройкой) / Создать (Кастомные модели «с нуля»)
Сценарии использования / Помощник программиста/ Создание персонализированного продающего контента / Поиск документов с помощью RAG* / Виртуальный ассистент / Большие языковые модели для медицинских, страховых или финансовых услуг
- Первоначальные затраты
- Периодические затраты (на 1 пользователя в год)
«К сожалению, нет универсального подхода к внедрению GenAI, и затраты не столь предсказуемы, как для других технологий, — констатирует Саллам. — Сколько вы потратите, в какие сценарии использования вы инвестируете, какие подходы к внедрению изберёте — от всего этого зависят расходы. Будь вы первопроходец рынка, готовый встроить ИИ во всё, или у вас более консервативный подход — повысить продуктивность или расширить существующие процессы, — всё это разный уровень затрат, риска, диапазона перемен и стратегического влияния».
Каковы бы ни были цели, исследование Gartner показывает, что GenAI требует большей терпимости к косвенным, будущим критериям финансовых инвестиций по сравнению с немедленной окупаемостью (ROI). Финдиректора традиционно не любят инвестировать сегодня ради косвенной выгоды в будущем, и это может сдвинуть распределение инвестиций в пользу тактических, а не стратегических результатов.
Реализация бизнес-ценности
Первопроходцы в разных отраслях и бизнес-процессах сообщают об улучшениях в бизнесе, которые варьируются в зависимости от сценария использования, выполняемой работы и уровня квалификации сотрудника. В опросе 822 руководителей бизнеса, проведенном в сентябре-ноябре прошлого года, респонденты сообщили о росте дохода на 15,8%, экономии затрат 15,2% и повышении продуктивности на 22,6% (в среднем).
«Эти цифры служат хорошим ориентиром для оценки бизнес-ценности, полученной от инноваций бизнес-модели при внедрении GenAI, — указывает Саллам. — Но важно признать трудности в оценке этих выгод, поскольку они сильно зависят от конкретной компании, сценария использования, должностной роли и возможностей персонала. Часто это влияние не очевидно сразу и может проявиться лишь со временем, но такая задержка не уменьшает потенциальный выигрыш».
Оценка влияния на бизнес
Анализируя бизнес-ценность и общие затраты на инновацию бизнес-модели при внедрении GenAI, организации могут оценить прямую окупаемость инвестиций и влияние будущих выгод, говорит Gartner. Это служит важным инструментом для принятия обоснованных решений об инвестициях в инновации с GenAI.
«Если бизнес-результаты соответствуют ожиданиям или превосходят их, это создает возможность расширить инвестиции, масштабируя инновации и использование GenAI на более широкий круг сотрудников или внедрение в других бизнес-подразделениях, — поясняет Саллам. — Если же ожидания не оправдались, имеет смысл изучить альтернативные сценарии инноваций. Такой подход помогает организациям стратегически распределять ресурсы и найти наиболее эффективный путь вперед».
* Retrieval-Augmented Generation
Источник: Пресс-служба компании Gartner