6 августа 2024 г.

Московская биржа и Ассоциация Независимых Директоров (АНД) презентовали итоги исследования «Рынок IPO. Новые эмитенты», посвященного ключевым изменениям на рынке первичных размещений. Это первая часть глобального исследования, проводимого агентством «Макушева и партнеры», которая раскрывает вызовы на пути трансформации из частной в публичную компанию (ПАО).

С 2022 года на фондовом рынке происходят комплексные изменения, которые коснулись источников денег, структуры участников, нормативов и практик. Без влияния международных стандартов рынок остался с локальными, изначально более мягкими требованиями, что повлекло повышение интереса к IPO новых эмитентов из числа быстрорастущих компаний и частных инвесторов. Однако демократичные условия открыли больше возможностей для нарушений, которые могут подорвать доверие к акциям новых компаний и рынку в целом.

За 2023 год и первую половину 2024 года IPO провели 15 компаний и еще ряд планируют это сделать до конца текущего года. Исследование — первый для нового рынка опыт изучения мотивации эмитентов, практики подготовки к IPO, коммуникаций с новыми инвесторами и практики формирования цены. Цель исследования — анализ и систематизация накопленного опыта, чтобы помочь будущим участникам минимизировать риски и успешно выходить на рынок.

В ходе исследования проведено более 50 уникальных интервью с разными участниками рынка, в том числе представителями компаний, которые недавно вышли на IPO, инвесторами, независимыми директорами и др. Все участники интервью сошлись во мнении, что рынок находится в периоде экспериментов и оценивают его состояние как переходное. Это отражается, в первую очередь, в демократизации IPO — на рынок получил доступ целый пласт молодых компаний, интересных для инвесторов. Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов. Сейчас этот инструмент рассматривают быстрорастущие компании, у которых другие мотивы выхода на биржу :

  • Привлечение в команду и удержание топ-профессионалов, стимулирование менеджмента к переменам.
  • IPO рассматривается как инструмент для роста узнаваемости бренда. ПАО привлекает больше внимания, чем частная компания, ему легче находиться в повестке. Однако вместе с ростом публичности команда сталкивается с ростом ответственности и рисков, чему оказывается невсегда готова.
  • IPO воспринимается как переход в «другую лигу» и инструмент повышения репутации. Статус ПАО дает контрагентам компании больше уверенности в стабильности компании и качестве ее управления.
  • Быстрорастущие компании заинтересованы в приобретении новых активов с рынка и увеличении выручки, поэтому акции чаще, чем прежде, рассматриваются как ликвидный ресурс для совершения сделок M&A.

В результате на рынке появился феномен «IPO на вырост», когда компании видят в выходе на публичный рынок мощный стимул к оптимизации внутренних и внешних процессов, а также к совершенствованию корпоративного управления. Однако с незрелым управлением, недавними реструктуризациями и отсутствием опыта подготовки отчетности это сопряжено с повышенными рисками — репутация публичной компании более уязвима.

Ключевыми узкими местами в подготовке к IPO, по мнению регулятора и участников рынка, становится создание совета директоров «на скорую руку» непосредственно перед сделкой, а также подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или «из друзей» акционеров. Отсутствие необходимых компетенций, покрывающих ключевые задачи и риски компании, недостаток времени для работы и вовлеченности приводит к бюрократизации и замедлению принятия решений.

Однако поиски профессионалов также сопряжены с трудностями. Бум IPO и уход с рынка иностранных специалистов усугубили дефицит кадров, обладающих опытом работы с публичным рынком капитала. Острее всего эту проблему ощущают небольшие компании, которые проигрывают крупным ПАО в кадровой конкуренции по масштабности и перспективности проектов, амбициозности задач.

Подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент: достижение бизнес-результатов, одновременная перестройка процессов и широкое общение с новыми стейкхолдерами. После сделки нагрузка сохраняется — необходимо выполнять обещания, управлять по-новому, внимательнее прорабатывать вопросы прорабатывать и коммуницировать с новыми участниками корпоративных отношений. Чтобы избежать проблем с мотивацией команды в период трансформации имеет смысл разработать соответствующую программу до IPO.

Доминирование на рынке розничных инвесторов заставляет осваивать новые правила игры, где иное восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции, которая становится близка к PR и маркетингу, поэтому становится целесообразным погружение в тематику публичности более широкого круга сотрудников.

Елена Курицына, старший управляющий директор Московской биржи: «Рынок капитала развивается: обновляется регуляторный ландшафт, меняются размеры сделок, формируются новые подходы в коммуникациях, в работе с инвесторами. Московская биржа регулярно проводит семинары для компаний, которые планируют публичное размещение акций, в том числе в партнерстве с АНД. Наиболее распространенные вопросы от основателей и топ-менеджмента таких компаний во многом и стали поводом для проведения исследования, которое мы сегодня презентовали. Надеюсь, его результаты будут способствовать лучшему пониманию, какие практики работают, как именно происходит трансформация, что дается сложнее всего при подготовке. Конечная цель исследования — проанализировать и систематизировать накопленный опыт, чтобы помочь быстрорастущим компаниям успешно выйти на рынок, а инвесторам дать чувство надежности, прозрачности и устойчивости».

Александр Иконников, сооснователь АНД: «Переход в лигу ПАО открывает новые возможности, но и требует глубоких преобразований: меняются подходы к управлению и отношение к собственности. Эффективное корпоративное управление — это не формальный шаблон, а индивидуальная модель, учитывающая как корпоративную культуру компании, так и ее бизнес-потребности. Для новых эмитентов важно адаптировать свои процессы под новые задачи, оценивать их соответствие рынку и приглашать профессиональных независимых директоров — носителей современных знаний о бизнесе и практиках управления в публичных компаниях».

Мария Макушева, основатель исследовательского агентства «Макушева и партнеры»: «Чтобы не только декларировать выполнение требований к ПАО, но и понять их и начать жить в соответствии с ними, нужно время. Жизнь в статусе ПАО заставляет менять культуру компании на уровне убеждений, ценностей, пересматривать привычки. Наиболее сложными оказываются пересмотр представлений собственника — смена парадигмы „свое“ на „наше“, повышение публичности, необходимость более тщательно аргументировать и согласовывать решения. Для семейных и дружеских компаний в первое время бывает сложно принять независимых директоров, которые воспринимаются как нечто чужеродное».

Источник: Пресс-служба Ассоциации Независимых Директоров