13 августа 2024 г.
Эволюция цифровых инструментов — прежде всего, «облаков» идет настолько быстро, что приводит к необходимости пересмотра ряда концепций, которые еще недавно можно было считать базовыми и незыблемыми. Также появляется необходимость осознания многих рыночных реалий, механизмов и даже отдельных моментов, причем как технического, так и финансово-экономического плана, а зачастую и юридических тонкостей.
Российский рынок: перспективы «облаков» прекрасные?
Около 78% крупных компаний и более 84% национальных корпораций будут использовать «облачную» инфраструктуру к 2028 году согласно данным исследования iKS-Consulting. Российский рынок будет демонстрировать, казалось бы, хорошие финансовые показатели — объем сегмента через четыре года превысит 460 млрд руб.
Аналитики iKS-Consulting говорят о большом потенциале роста сегмента, который может быть успешно реализован на фоне продолжающейся «цифровой трансформации». «Современные „облачные“ технологии могут трансформировать бизнес и повысить его эффективность», — уверен Сергей Кондратьев, коммерческий директор beeline cloud.
Но при более пристальном рассмотрении ситуация с российскими «облаками» становится несколько менее оптимистичной. Прогнозируемая в исследовании ситуация указывает или на более низкий уровень «цифровой зрелости» российских компаний, или на пессимистические прогнозы относительно среднесрочных перспектив национальной экономики.
Вывод может показаться странным. Для его обоснования нужно начать издалека: рассмотреть время жизни аппаратного сервера.
Сколько живет сервер
Сегодня ИТ развиваются настолько быстро, что срок жизни сервера удивительно мал. В документе «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденном Правительством РФ от 01.01.2002 № 1, серверное оборудование отнесено ко второй амортизационной группе как «имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно». Последняя редакция документа от 18.11.2022 изменений в этом вопросе не внесла. Получается, что по сроку жизни сервер сравним с домашним хомяком.
Конечно, в современных экономических условиях менять серверы раз в 3 года могут позволить себе далеко не все компании, поэтому в реальных условиях срок жизни серверов растягивают более чем в половину и доводят до 5 лет. Заметим, что гарантийные условия производителей охватывают ровно эти сроки: стандартная гарантия 3 года, расширенная — до 5 лет. Дальше запасы запчастей для серверов заканчиваются даже у производителей, поэтому поддержка серверов становится проблематичной.
Существенное «растягивание» срока службы сервера: можно, но не нужно
Серверы — надежные устройства, в теории их можно использовать за пределами пятилетнего срока эксплуатации. Например, сервер, используемый в СМБ, может проработать и больше пятилетки. При возникновении проблем их можно решить силами сисадмина или приглашенного частотного ремонтника, которые заменят вышедшие из строя компоненты для продолжения работы устройства. Однако для крупных корпоративных пользователей более крупного размера, которые озабочены ТСО оборудования, такой подход малоактуален.
Практика «растягивания» срока службы отдельных серверов в масштабах серверного парка для организаций крупного масштаба будет проблематична и рискованна. Это с высокой вероятностью создаст проблемы, причем как с данным устройством, так и за его пределами, в масштабах всей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Будет ли обновленный сервер, получивший измененную конфигурацию, обладать совместимостью с прикладными и системными программами, например, с софтом для администрирования и мониторинга всего корпоративного парка серверов? Как повлияет апгрейд на уровень инфобезопасности? Ответы на эти и другие «сопутствующие» вопросы получить можно, но лишь в ходе решения достаточно сложных и недешевых инженерных задач.
Кроме того, стоит помнить, что с учетом дефицита площади ЦОДов/серверных к серверам предъявляют растущие требования по энергоэффективности, к удельной вычислительной мощности на единицу объема стоечного шкафа и т. д., которым устройства пятилетней давности уже никак не могут соответствовать.
К чему приходим к финалу цикла обновления
Вернемся к исследованию iKS-Consulting и обратим внимание, что срок, охватываемый исследованием, заканчивается через 6 лет после введения санкций со стороны глобальных производителей серверов. Это означает, что прогнозы описывают состояние национального ИТ-рынка на момент, к которому ранее существовавшее серверное оборудование НРE, Dell и других ключевых вендоров должно уже уйти «под замену».
Конечно, часть серверов будут заменены на продукцию тех же вендоров, поставленную по каналам «серого импорта», но это будут совершенно другие товары! Следует помнить, что сервер — сложный многосоставной продукт, в состав которого входит как «железо», так и программные компоненты (обновляемые) и сервисы технической поддержки (реализуемые обученными и постоянно повышающими квалификацию специалистами, обладающими доступом к запчастям, экспертизе вендоров и т. д.). Вся эта сервисная «обвязка» в новых условиях оказывается совершенно иной, что потребует от компаний существенных изменений в подходах и организации ядра своих ИТ-инфраструктур, оценках рисков и пр.
Конечно, многие корпоративные заказчики перейдут на серверные решения российских вендоров. Хотя в серверных решениях нет «vendor lock», то есть переход с продукции одного поставщика на решения другого вполне возможен, но на практике смена сотен серверов от условных Dell или HPE на российские требует от корпоративного заказчика решения ряда технических, финансовых, логистических и других вполне прикладных вопросов.
Вместо заключения
Российским корпоративным заказчикам в течение очередного цикла замены серверной техники — то есть на протяжении 6 лет, до окончания срока, охватываемого исследованием iKS-Consulting — придется полностью «пересобирать» ядро своих ИТ-рельефов как в продуктовом плане, так и в ряде других вопросов: от регуляторных до финансово-экономических. В таких условиях прогноз о том, что идеологически архитектуры останутся в состоянии давних времен — еще доковидных! — когда проникновение современных концепций в реальные инфраструктуры только начинался, вызывает определенное удивление.
Прогноз, между тем, неутешительный. Доля «облачных» сервисов в ВВП для российской национальной экономики РФ в прошлом году составляла 0,07%, как сообщает iKS-Consulting со ссылкой на данные Минэкономразвития, а в текущем должна достичь 0,1%, согласно прогнозам. По этому показателю РФ на порядок уступает лидеру рейтинга "облака«/ВВП, которым являются США, впятеро Франции и Канаде (0,53% и 0,52%, соответственно), втрое — Бразилии (0,32%). В обозримом будущем ситуация не изменится — соответствующий показатель к 2027 году, возможно, дорастет до 0,15%.
Почему популярность «облаков» так важна в масштабе национальной экономики? Потому, что использование «облаков» позволяет существенно оптимизировать затраты на ИТ для предприятий и организаций, уменьшает «time to market» и придает динамику «цифровой трансформации».
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News