5 сентября 2024 г.

Вчера на ВЭФ был презентован национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Он заменит национальную программу «Цифровая экономика», которая завершится 31 декабря 2024 года. Как пишет Forbes, cогласно паспорту проекта (есть в распоряжении издания), всего на его реализацию планируется потратить 2,3 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета 996,5 млрд рублей, и еще 1,3 трлн рублей — из внебюджетных источников.

Нацпроект состоит из восьми федеральных проектов, стоимость их реализации приводит Forbes в соответствии с данными паспорта нацпроекта:

  • «Инфраструктура доступа к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“» (1,3 трлн рублей);
  • «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы» (122 млрд рублей);
  • «Искусственный интеллект» (197 млрд рублей);
  • «Цифровое государственное управление» (327 млрд рублей);
  • «Отечественные решения» (125,8 млрд рублей);
  • «Прикладные исследования и перспективные разработки» (84,9 млрд рублей);
  • «Инфраструктура кибербезопасности» (68,7 млрд рублей);
  • «Кадры для цифровой трансформации» (41,9 млрд рублей).

Игроки ИТ-рынка комментируют, как скажется на рынке новый нацпроект.

Николай Комлев, директор ассоциации АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики: Прагматично: нацпроект «Экономика данных» — это просто много денег на развитие ИТ или «цифры» в России, якобы аж 2,3 трлн руб. Значимость проекта, в том числе, обусловлена тем, что в нынешних реалиях главный заказчик ИТ-систем в России — это государство. К сожалению, госструктуры и госкорпорации все чаще являются и исполнителями. Но и ИТ-бизнесу что-то да достанется, что радует.

Когда говорят, что существенная часть средств пойдет на развитие инфраструктуры, это тоже кажется позитивным моментом. Развитая инфраструктура позволит более широкому кругу разработчиков, сервисных служб, пользователей, отраслей приобщиться к цифровому миру.

Чуть настораживает информация о том, что свыше половины от этой суммы предстоит найти во внебюджетных источниках. Оно вроде и правильно — экономика сама должна быть заинтересована в проекте и породить поток инвестиций с рынка. Но не возникнет ли искушения пойти более легким путем — ввести дополнительные парафискальные сборы с бизнеса?

Валентин Макаров, президент РУССОФТ: Принятие Программы «Экономика данных» является отражением последовательной политики государства по переходу экономики, госуправления и социальной жизни страны на рельсы Нового Технологического уклада, а также отчасти отражает и эволюцию понимания государством содержания этого Нового, теперь уже 6-го, уклада (по классификации советского экономиста Петра Кондратьева).

На этапе Цифровой трансформации было необходимо математически описать все значимые процессы, создать модели их функционирования, а затем на основании этих данных прогнозировать их функционирование при разных внешних условиях и управляющих воздействиях.

Переход к «Экономике данных» знаменует переход от прогнозирования поведения значимых систем к их оптимальному управлению, осуществляемому без вмешательства человека, на основании обработки накопленных данных и алгоритмов их обработки для оптимального управления с использованием искусственного интеллекта.

Рассматривая сегодняшний переход от «Цифровой трансформации экономики» к «Экономике данных», более точно было бы говорить о Цифровой трансформации экономики на основании использования искусственного интеллекта и больших данных.

Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»: Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» можно назвать эволюционным развитием нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». За предыдущие годы было многое сделано для достижения поставленной цели — обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. В 2022 году был сделан акцент на использование только отечественных решений и компонентов. Расширение использования отечественных ИТ и цифровых платформ во многих сегментах экономики страны позволило ИТ-отрасли стать одной из ведущих и выйти на 1-е место как в темпах развития, так и в доле вклада в экономику государства.

Неоднократно заявлялось, что данные — это основа новой экономики. И вот, национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» формируется для перевода к 2030 году всей экономики, социальной сферы и органов власти на качественно новые принципы работы: внедрение управления на основе данных, выход на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании и предоставлении госуслуг. Безусловно, все эти задачи должны быть выполнены с использованием отечественных решений, что, в свою очередь, обеспечит достижение другой очень важной государственной цели — цифрового лидерства.

Сергей Евтушенко, заместитель директора подразделения консалтинга DIS Group: Самое важное — это понимание, что обсуждаемые вопросы являются приоритетом государства, что дает возможность сфокусироваться остальным участникам процесса на этих задачах и учитывать, что эти вопросы будут решаться в кратчайшие сроки. Возможность соответствующим образом подстроить стратегию компании под национальные инициативы.

Считаем очень важным с помощью государственных инициатив донести основные принципы построения экономики данных: какими технологиями, практиками и навыками должна обладать компания чтобы влиться в экономику данных, в каких направлениях нужно подтянуть зрелость компаний, чем нацпроект в этом может помочь. Роль государства как определенного «законодателя мод» в стратегическом развитии области управления данными на любом этапе достаточно велика и разработка единых «гайдлайнов», блюпринтов, общих подходов по теме как осуществлять управление данными (Data governance) позволит национальным проектам и локальным инициативам вовлеченных компаний двигаться в одном направлении, обеспечивая синергетический эффект в техническом, цифровом и финансовом прогрессе.

Максим Малышев, генеральный директор компании Notamedia.Agency: Что значит для ИТ-рынка новый нацпроект «Экономика данных»?

  • Кибербезопасность. Усиление мер кибербезопасности станет важным условием для доверия пользователей к цифровым платформам и услугам. Уже сейчас все направления, связанные с защитой систем от угроз, активно развиваются. Мы ожидаем, что значительно вырастет спрос на услуги по разработке и интеграции решений в области кибербезопасности. Специалисты по безопасности станут еще более востребованными, что может привести к росту количества специализированных компаний и служб.
  • Обеспечение бесперебойного доступа к интернету. Повышение доступности интернета приведет к увеличению числа пользователей и повышению уровня проникновения цифровых технологий. Соответственно, мы ожидаем, что спрос на разработку веб-приложений, мобильных приложений и других интернет-сервисов вырастет. Также возрастет потребность в создании масштабируемых решений, способных обслуживать большое количество пользователей.
  • Развитие отечественных цифровых платформ. Цифровые платформы будут продолжать развиваться и укрупняться вокруг ключевых игроков в различных рыночных нишах. В банковской сфере и сфере предоставления услуг останется 2-3 ключевых игрока на нишу, вокруг которых будет строиться вся инфраструктура.
  • Искусственный интеллект и большие данные. С накоплением больших данных и развитием высокоинтеллектуальных систем анализа и подсказывания вариантов решений, искусственный интеллект становится все более актуальной областью. Оцифровка процессов, дашбордов и статистики позволяет быстро обрабатывать данные, выделять главное и предлагать актуальные решения.
  • Подготовка квалифицированных кадров для ИТ-отрасли. С текущим кадровым голодом и дефицитом специалистов в экономике, не только в ИТ, подготовка кадров становится особо актуальной проблемой. Увеличение числа квалифицированных специалистов приведет к росту конкуренции среди разработчиков, что может способствовать улучшению качества создаваемого ПО.
  • Цифровое госуправление. На федеральном уровне уже многое сделано для цифровизации, но остается ряд областей, где все еще практикуются устаревшие методы. По оценкам экспертов Notamedia, все процессы, которые еще не были оцифрованы, в скором времени будут переведены в цифровой формат, а аналитика и статистика по этим процессам будут использоваться для принятия решений на самых высоких уровнях государственного управления.

В конечном счете цифровизация неизбежно ведет к усилению регулирования, как это происходит с цифровым рублем. Чем прозрачнее процесс, тем он более контролируемый и тем проще его регулировать. Это вынудит игроков рынка, оставшихся в тени, выходить на свет и вести свой бизнес открыто.

Сергей Голицын, руководитель направления Т1 ИИ, Холдинг Т1: Нацпроект «Экономика данных» предполагает существенные меры поддержки развития искусственного интеллекта в России. Помимо грантов на вычислительные мощности и кредиты по льготной ставке значительное внимание будет направлено на цифровизацию отраслей экономики и повышение эффективности за счет использования ИИ. Выделяется финансирование на создание платформы обработки больших данных, формирования дата-сетов и развитие искусственного интеллекта для внедрения и использования в финансовом секторе, промышленности, транспорте, социальной сфере и государственном управлении. Особое внимание уделяется обеспечению кибербезопасности.


Источник: IT Channel News