25 сентября 2024 г.

Окончание. Начало тут

Отечественное мониторосторение понемногу набирает обороты: так, в Калужской области вновь, по сообщению «Коммерсанта», заработало предприятие Samsung по выпуску этой разновидности высокотехнологичного оборудования. Однако изготавливают на нём теперь мониторы не под южнокорейским брендом — тем более, что под угрозой вторичных санкций зарубежный вендор может и вовсе от него отказаться, — а под маркой отечественного производителя вычислительной техники «Гравитон» (принадлежит дистрибьютору 3Logic Group), взявшего указанную фабрику в субаренду. На данном этапе главным заказчиком произведённых в России мониторов окажется безусловно госсектор, однако в дальнейшем вероятно и расширение рынка сбыта.

Журналисты подчёркивают, что на предприятии в Калужской области производится не только сборка, мониторов, но и изготовление управляющих печатных плат для них; до конца 2025-го планируется выпустить здесь до 60 тыс. изделий с экранными диагоналями 24 и 27 дюймов и ориентировочной ценой от 10 тыс. руб. Но вот вопрос: каким — помимо цены — параметрам монитора отдают предпочтение частные покупатели и корпоративные заказчики при выборе той или иной модели? И насколько широким должен быть модельный ряд вендора, чтобы закрывать весь спектр этих запросов?

Что может быть важнее

«Безусловно, для большинства заказчиков важно качество, — уверен Максим Трушкин, менеджер по продукту ICL Techno. — Если из партии в 100 мониторов 10 сломаются, у заказчика будет много проблем, ведь их надо менять, возвращать по гарантии, а это расходы в деньгах и людских ресурсах. Мы предпочитаем поставлять технику только высокого качества, чтобы не подставлять своих партнёров и не нести репутационные потери. Ещё одним из важнейших критериев выбора со стороны заказчика является максимальное разнообразие входных интерфейсов на мониторе, чтобы его можно было подключить как к старым системным блокам через разъём VGA, так и к самым новым через Display Port — без необходимости закупать дополнительно переходники и адаптеры».

По опыту Алексея Иванова, менеджера по развитию бизнеса iRU, выбор заказчиком монитора для оснащения рабочих мест основан на нескольких параметрах: «Это и совместимость с ИT-контуром компании, и лёгкость интеграции, и надёжность (ведь мониторы должны выдерживать интенсивное использование). Для корпоративных клиентов обычно требуются устройства со сдержанным дизайном. При этом могут существовать специфические для индустрии требования (например, для медучреждений выбирают модели с белым корпусами). Однако в целом вариативность достигается скорее конфигурацией монитора, чем внешним обликом. Обычно в модельном ряду присутствуют модели 2-3 уровней, соответствующих разным рабочим потребностям: от базовых „рабочих лошадок“ до продвинутых устройств с защитой для глаз, увеличенной диагональю и т. д.»

«Если рассматривать корпоративного заказчика, — говорит Наталья Шутенко, руководитель отдела корпоративных продаж ООО „Инвентив ДЛМ“, — то коллеги предпочитают покупать мониторы, соответствующие тем корпоративным стандартам, что приняты в компании для всей пользовательской техники. И если мы не рассматриваем клиентов, для которых первостепенное значение имеет цена, предпочтения обычно отдают продуктам — ПК, мониторам, ноутбукам — одного-двух вендоров, не более».

Роман Галухин, директор департамента продакт-маркетинга компании Treolan, убеждён, что помимо цены для частных покупателей важны сервисная поддержка и хорошая репутация вендора на рынке: «Для крупных же корпоративных заказчиков необходимо, чтобы мониторы проходили их внутренние проверки по соответствию существующим нормативам».

Самый первый параметр, на который смотрят частные покупатели, как указывает Роман Васильев, руководитель направления «Мониторы» компании Fplus, — это диагональ монитора: «Она во многом определяет и цену устройства. В геймерских моделях важны частота обновления экрана и время отклика монитора, которые влияют на качество игрового процесса в современных динамичных играх. У корпоративных заказчиков повышенные требования к эргономике устройства, например, к регулировке монитора по высоте, есть требования к качеству изображения, в том числе к яркости, чтобы в хорошо освещённом офисе сотрудники получали естественное, не утомляющее глаза изображение на экране монитора. Если вендор ориентируется на корпоративный сегмент, ему не нужен широкий модельный ряд устройств, достаточно иметь качественные модели в наиболее популярных сегментах рынка. Например, в линейке мониторов Fplus основной упор сделан на самые востребованные на российском рынке модели с диагоналями 24 и 27 дюймов. Мы провели исследование и осознанно остановились именно на этих вариантах, так как они отвечают запросам большинства заказчиков».

«В своей концепции по развитию линеек мониторов мы придерживаемся политики обеспечения доступности на складе широкого ассортимента моделей в достаточном количестве», — отмечает Юлия Данилова, менеджер по продукции IRBIS. Перечисляя главные критерии выбора монитора заказчиками, она указывает такие факторы, как наличие товара на складе и быстрые сроки производства под заказ, а также широкую сетку сервисных центров и трёхлетнюю гарантию на мониторы. «Разнообразие модельного ряда обусловлено выбранной стратегией бизнеса и фокусировкой на коммерческого потребителя, поэтому в каждом сегменте достаточно иметь 2-3 базовые модели, на основе которых уже формируется остальная линейка», — заключает эксперт.

Марина Полянская, управляющий директор IT-департамента HIPER, утверждает, что для частных покупателей, которые приобретают устройства для дома, основную роль всё-таки играет цена: «Единственное оружие, которым сейчас сражаются на полках e-com и физической розницы разные вендоры, — это так называемая первая цена. Технические характеристики уходят на второй план. Здесь важно предложить тот самый товар дня, который завладеет вниманием пользователей просто за счёт своей цены. Понятно, что никто не рассматривает в первую цену какие-то конфигурации, которые не соответствуют трендам и некоему минимальному стандарту рынка: два видеовыхода, IPS-матрица, яркость не ниже 250 нит. Если мы говорим о гейминге, то там, конечно, есть сформированные требования в виде высокой герцовки, минимального времени отклика, технологии Freesync и т. д. Но при этом даже в игровом сегменте абсолютно все бьются за первую цену».

Если же говорить о корпоративном канале продаж, продолжает эксперт, то у корпоративных заказчиков как правило есть чётко сформулированные требования к закупаемым для сотрудников устройствам: «И здесь все отдают себе отчёт в том, что цена должна быть соизмерима требованиям, которые предъявляются заказчиками. Если мы говорим о трендах в корпоративном сегменте, то это массовый переход к мониторам со 100-Гц частотой обновления экрана; это уже не 75 Гц, как было раньше. Всё более популярным становится наличие в устройстве сразу трёх видеовходов: HDMI, DP и VGA. Так заказчики экономят на закупке разнообразного парка мониторов, чтобы они подходили для использования с любыми выводящими устройствами. Также важным требованием является наличие крепления VESA для установки мониторов на кронштейны или использования в комплекте с мини-ПК либо с неттопом. Если раньше это требование было не настолько важно, то сейчас многие заказчики в целях экономии и правильной организации рабочего места сотрудника в своей работе используют мини-ПК или неттопы. Их крепят к монитору, тем самым импровизированно создавая аналог моноблока, компактное рабочее место. Также достаточно часто мы видим требования к регулировке мониторов по высоте, наклону, повороту в портретный режим. То есть корпоративные заказчики предъявляют все те требования, которые можно рассматривать как проявление заботы о комфорте и здоровье своих сотрудников».

По мнению Сергея Борщевского, менеджера по мониторам компании diHouse, действительно стоит разделять предпочтения розничного и корпоративного покупателя: «Для последнего одним из самых важных параметров при выборе являются сервисная и гарантийная поддержка. У юридических лиц эти требования гораздо выше: необходима расширенная гарантия, возможность быстрой замены вышедшего из строя продукта, поддержка 24/7 и прочее. Если раньше поддержку брали на себя представительства производителей в нашей стране, то с их официальным уходом эти вопросы перешли на плечи дистрибьютора. Поэтому здесь корпоративному клиенту стоит внимательнее относится к процессу выбора поставщика. У розничного же покупателя появился реальный выбор — и он выбирает между мониторами, сделанными на базе технологии синхронизации от AMD или от NVIDIA. Новые технологии увеличивают скорость синхронизации монитора с „железом“ компьютера и с материнской платой, что даёт пользователю бóльшую плавность картинки и пр. С оговорками, но можно сказать, что уже формируются два „лагеря“ поклонников различных решений: один стоит за технологии AMD, а другой — за NVIDIA».

Сложности, но преодолимые

С какими препятствиями сталкиваются сегодня производители мониторов, продолжающие работать в России, и как эти вызовы преодолевают? «Нам повезло, — констатирует Максим Трушкин, так как в ICL работают исключительно профессионалы в своих областях. Нельзя сказать, что мы совсем не встречаем проблем при производстве и поставках мониторов, но наша команда решает их настолько быстро и уверенно, что их даже нельзя назвать проблемами. Всего лишь небольшие затруднения. И постоянный рост объёмов поставок это прекрасно подтверждает. Наши заказчики и партнёры полностью удовлетворены качеством нашей продукции и приходят к нам снова и снова. Мы не идём по пути снижения издержек за счёт качества и планируем и дальше поставлять нашим партнёрам и заказчикам товары исключительно высокой надёжности».

«Основная проблема, постоянно требующая решения, — платежи, — считает Роман Галухин. — Всё остальное решается в рабочем режиме без излишнего напряжения».

На взгляд Сергея Борщевского, ключевая сложность для производителей, сохранивших официальное присутствие на российском рынке, — это сокращение прямых инвестиций в продвижение товара: «Также усложнились процессы оплаты. Тем не менее, все возникающие вопросы постепенно решаются. В то же время оставшиеся производители получили преимущество в глазах покупателей. Клиент уже ожидает определённого уровня качества и услуг, не беспокоится о вопросах сервиса и поддержки. Кроме того, и партнёры могут вести более прогнозируемый бизнес с оставшимися на нашем рынке производителями».

Алексей Иванов считает, что сложностей у производителей мониторов, продолжающих работать в России, сегодня предостаточно — и формирование успешной инженерной команды для разработки новых моделей, и обеспечение поставок необходимых комплектующих из-за рубежа, и налаживание локального производства, и продвижение готовой продукции в канале, и поддержание сети сервис-центров по всей стране, и решение трансграничных проблем с платежами и логистикой: «С учётом текущей геополитической ситуации избежать влияния каких-то из перечисленных пунктов нереально. В то же время это позволяет отсеять „дельцов“, которые хотят поднять быстрые деньги, не сильно вкладываясь в процесс, — а значит для потребителя увеличиваются шансы не нарваться на совсем уж „сырой“ продукт».

Наталья Шутенко убеждена, что главные сложности для мониторных вендоров, продолжающих оперировать в России сегодня, — это продвижение готовой продукции в канале, решение трансграничных проблем с платежами и логистикой и, самое основное, оптимизация расценок.

По словам Юлии Даниловой, геополитическая ситуация накладывает определённые условия на развитие российского рынка мониторов: «Бренд IRBIS является неотъемлемой частью рынка и также вовлечён в данную ситуацию. Безусловно, текущие условия отражаются на производстве, сроках поставок и оплат, но благодаря слаженной работе команды мы успешно преодолеваем трудности».

«Большинство производственных, логистических и финансовых трудностей для нас уже остались позади, — сообщает Роман Васильев, — и сейчас Fplus предлагает заказчикам устройства очень хорошего качества в короткие сроки. На данном этапе основным вызовом для нас является естественная конкурентная борьба с другими российскими производителями, присутствующими на рынке. Наличие здоровой конкуренции свидетельствует о том, что отрасль успешно развивается. Это стимулирует бизнес, ведёт к повышению качества продукции и естественному регулированию цен для заказчиков».

Марина Полянская тоже настроена оптимистично: «На самом деле, из тех сложностей, которые перечислены здесь, мы ни с чем не сталкиваемся. В России мы работаем достаточно давно, поэтому уже отладили многие процессы. Для нас сейчас есть две проблемы, с которыми мы действительно сталкиваемся, как белый производитель с представительством в России. Во-первых, это серые поставки известных китайских брендов, которые всё ещё имеют вес и популярность на рынке, несмотря на уход. Они дают лучшую цену на полке для конечных покупателей за счёт отсутствия многих расходов, которые при этом есть у нас. Во-вторых, это малоизвестные китайские бренды, которые на текущий момент также поставляют мониторы в Россию без представительства. Они также могут дать лучшую цену на корпоративном рынке, но при этом они не оказывают всю ту поддержку, которая требуется. И если гарантию может обеспечить дистрибьютор, то наличие ЗИПа, поиск технологических решений под нужды заказчика, налаживание локального производства, разработка новых моделей и т.д. находится под большим вопросом. Китайские бренды этим не занимаются. Они используют открытые туллинги, которые просто транслируют на Россию. При этом они могут поддержать минимальную цену за счёт отсутствия многих расходов, связанных с наличием инженерной команды и поддержкой на территории России. Тем самым эти бренды напрямую влияют на ценовую политику российского рынка мониторов. С этим достаточно сложно бороться. Мы вынуждены следовать той ценовой политике, которая складывается на основе параллельного канала, серого канала и китайских производителей, которые не гарантируют никакую послепродажную поддержку, но дают первую цену».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News