26 сентября 2024 г.

Екатерина Иксанова

Посмотрим, как выглядят изменения на рынке на примере появления iPhone 16 в сети российского ритейла «М.Видео»-«Эльдорадо». Часть изменений связаны с политикой вендора, часть — с активностью ритейлера. Динамика приводит к дальнейшему укреплению позиций ключевых игроков на рынке и к «вымыванию» мелких/средних компаний — как торговых, так и сервисных. Забегая вперед, отметим, что ситуация в развитии оказывает давление даже на сопредельные сегменты, например, как на В2С, так и С2С.

Аналогичные процессы идут в российском ритейле за пределами «М.Видео»-«Эльдорадо» и связаны не только с Apple. Рассмотренные тренды более выражены из-за жесткой политики вендора в сочетании с размером ритейлера.

Apple: «Уйти, чтобы остаться»

Apple с рынка РФ ушла, что привело к некоторым изменениям в каналах продаж, но от этого популярность iPhone в локальном сегменте не снизилась. Более того, даже не присутствуя тут официально, Apple продолжает влиять на правила игры российского рынка. Официально Apple отсутствует на рынке РФ уже третий год, но санкции к российским абонентам применяет минимальные: иногда из AppStore убирают приложения попавших под ограничения компаний, но этим все и пока ограничено. Блокировок устройств по региональному принципу не включали.

Платные приложения из AppStore тоже доступны. Оплату можно производить с баланса российских операторов сотовой связи, напомнила Екатерина Иксанова (на фото), руководитель департамента «Телеком и гаджеты» в «М.Видео»-«Эльдорадо». Настолько простая оплата приложений недоступна владельцам смартфонов платформы Android, использующим фирменный «стор», что, как отметила Екатерина Иксанова, иллюстрирует аккуратное и позитивное отношение Apple к абонентам на оставленном рынке.

Гарантия: от фирменной до предоставляемой продавцом

Apple изменила условия ремонта: теперь смартфон при включении проверяет оригинальность установленных аппаратных модулей. Более того, система контролирует легальность модулей и предупредит абонента, что в его смартфон установлен модуль с «разбора», а также с аппарата, который был украден. Это существенно ограничивает возможности «подвального» ремонта смартфонов Apple, что, с одной стороны, может несколько увеличить стоимость владения, с другой — упорядочить сегмент сервиса и повысить качество ремонта и, следовательно, степень удовлетворенности пользователей.

Фирменная гарантия Apple российским абонентам недоступна, но работает альтернативный вариант — гарантия продавца, напомнил Василий Большаков, директор по маркетингу в «М.Видео»-«Эльдорадо». В обновленных условиях гарантию могут обеспечить только крупные продавцы, что способствует перераспределению рынка. Реализованные ритейлером устройства получают гарантию от продавца, которую поддерживает фирменная сеть «М.Мастер». Ее охват в рублевой зоне вполне достаточен для получения качественного сервиса абонентами, которые могут позволить себе смартфон по цене мощного ноутбука.

Предзаказ и 3 финтех-инструмента

Укрупнению игроков локального розничного рынка способствует возможность предзаказа. Однако предзаказ на надежных условиях может предоставить только крупная компания — для занятия заметной доли на массовом рынке iPhone возить «в чемоданах» проблематично.

Важно, что «М.Видео»-«Эльдорадо» предоставляет возможность приобретения техники в рассрочку. В условиях дорогих кредитов — которые, судя по всему, продолжат дорожать — это важная особенность для покупателей, вполне способна стать мотиватором для приобретения новинки именно в этой сети.

Второй вариант, позволяющий также получить экономию при покупке — кэшбек. На некоторые модели он может достигать почти 30%, как отметили представители ритейлера. В данном случае деньги не возвращают покупателю напрямую, а позволяют потратить на приобретение других товаров в «М.Видео»-«Эльдорадо». Возможность воспользоваться кэшбеком и получить бесплатно — или с минимальной доплатой — например, смарт-часы или новые наушники Apple для абонентов будет приятной.

Третий вариант — формат trade-in, позволяющий покупателю сдать старый iPhone и полученные за это деньги тут же использовать для приобретения нового аппарата.

Новые iPhone: изменения косметические, но приятные

Главная особенность новой серии — поддержка ИИ. Однако Apple Intelligence появится в iOS 18 только в будущем. План поэтапного распространения на разные языки и регионы охватывает даже 2025 год, русского языка в списке поддерживаемых пока нет, а связки с локальными сервисами ожидать не приходится. В аппаратном плане iPhone 16 отличаются от предыдущей линейки незначительно — несколько мощнее процессоры, чуть тоньше рамки дисплея, обновленный блок камер, новые цвета корпуса и т. д.

Из интересного в 16 серии — сенсорная кнопка Camera Control, изначально, как видно из названия, ориентированная на быстрый запуск камеры и улучшенное управление процессом съемки, но в перспективе способная расширить пользовательский опыт в разных ситуациях, например, при скроллинге. Внутри модельного ряда также есть некоторые изменения; например, модель iPhone 16 Pro по техническим характеристикам совпадает с старшей модификацией — iPhone 16 Pro Max — что может порадовать абонентов, для которых «Мах» великоват по габаритам или желающих немного сэкономить при покупке.

Оптимально менять iPhone, пропуская 1-2 поколения устройств, отметил Валентин Петухов, блогер Wylsacom, являющийся «директором по анпакингу» в «М.Видео»-«Эльдорадо», представлявший новинки Apple: так лучше можно ощутить изменения в производительности, работе камер, эргономике и т. д.

Вместо заключения

Очевидно, что финтех-инструменты могут предоставить только крупные компании, мелкие и даже средние ритейлеры не в состоянии реализовать подобные механизмы. Однако вытесненным с рынка продаж самих iPhone ритейлерам можно активизировать продвижение опций для этих смартфонов, которые достаточно разнообразны — чехлы, внешняя оптика, магнитные кошельки, батарей, стойки и пр. — а также стоят достаточно дорого.

Абоненты от ситуации только выигрывают, так как у них увеличится возможность кастомизировать свои iPhone и получить новый пользовательский опыт. Обороты у мелких-средних ритейлеров уменьшатся, но тут уж ничего не поделаешь: тренд на укрупнение идет давно и его, похоже, не остановить.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News