30 сентября 2024 г.
Руководители четырех ассоциаций подписали общий документ под названием «Обеспокоенность практикой заключения под стражу ИТ-предпринимателей, обвиняемых по „экономическим составам“». Позицию отрасли представляют Николай Комлев, исполнительный директор ассоциации АПКИТ; Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»; Валентин Макаров, президент НП РУССОФТ; Иван Покровский, исполнительный директор АРПЭ.
Приводим ниже текст документа.
Российское государство, осознавая критическую важность развития национальной ИТ-индустрии для обеспечения технологического суверенитета страны, предпринимает серьезные меры по стимулированию ускоренного развития ИТ-отрасли, ИТ-бизнеса в целях срочного импортозамещения и укрепления на этой базе экономического потенциала всех отраслей.
Параллельно высшие органы государственной власти давно и настойчиво занимаются вопросами либерализации и декриминализации уголовного законодательства в части так называемых «экономических составов» и уже есть результаты этой работы. Так, например, с 15.05.2024 г. вступили в действие поправки в ст. 108 УПК РФ, ограничивающие возможность избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу по целому ряду статей УК РФ.
Ассоциации АПКИТ, РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт» и АРПЭ (ассоциация разработчиков и производителей электроники) в очередной раз высказывают обеспокоенность в связи с избыточным применением такой меры пресечения как заключение под стражу. С учётом общей нацеленности государства на либерализацию и декриминализацию, а также вступившим в силу изменениями в УПК РФ, особое беспокойство вызывают продолжающиеся случаи заключения под стражу ИТ-предпринимателей, занимающихся самыми передовыми разработками.
Так, например, авторитетные и знаковые для российской ИТ-индустрии люди — Сорокин Сергей Александрович и Чипашвили Илья Шотович были 10.11.2023 заключены под стражу с последующими неоднократными продлениями меры пресечения (в настоящее время — до 09.11.2024) по обвинению в хищении средств государственной субсидии, полученной ЗАО «НПФ «ДОЛОМАНТ» на разработку вычислительной техники, в том числе с применением отечественных микропроцессоров. Из материалов, предоставленных юристами ЗАО «НПФ «Доломант», следует, что представители Минпромторга России как пострадавшей стороны узнали об инкриминируемых нарушениях по субсидируемому проекту только из материалов уголовного дела, при этом сам Минпромторг в настоящее время не имеет оснований для предъявления претензий к ЗАО «НПФ «Доломант», а все 42 образца и конструкторская документация на них, разработанные в рамках соглашения, были «живьём» представлены в рамках внеочередной выездной проверки, проведённой Минпромторгом России.
При этом очевидно, что если имеются факты, свидетельствующие о тех или иных нарушениях действующего законодательства, то эти факты должны быть изучены, и им должна быть дана правовая оценка. Но избрание меры пресечения в виде заключения под стражу выглядит явно избыточным, особенно учитывая, что, по нашей информации, обвиняемые, узнав о возбуждении уголовного дела, по своей инициативе связывались со следствием и готовы были дать все необходимые объяснения. Неясно, почему использование таких мер пресечения как домашний арест или подписка о невыезде не рассматриваются следствием как наиболее полно соответствующие обстоятельствам дела с учётом обшей обстановке в нашей стране, и этот подход поддерживается российскими судами.
Наши ассоциации как отраслевые объединения сферы высоких технологий выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией. Происходящие события воспринимаются как угроза, снижающая в восприятии предпринимателей высокотехнологичных отраслей дружественность российской юрисдикции и способная подтолкнуть их к переносу бизнеса в другие страны. В результате ИТ-предприниматели не могут спокойно концентрироваться на цифровой трансформации страны, ощущают неуверенность в перспективах своего бизнеса в России и в том, что в стране может быть сформирована благоприятная бизнес-среда.
Ассоциации считают, что цифровое развитие государства требует не только налоговых стимулов, грантов и иных экономических мер поддержки ИТ-индустрии, но реального, а не декларируемого нового «правового манёвра» в государственной политике, который будет способствовать максимально дружественному отношению всех ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти, а также правоохранительной системы к добросовестным предпринимателям, осуществляющим это цифровое развитие. Необходимо искоренить избыточное использование такой меры пресечения, как заключение под стражу в отношении «экономических составов» и, тем более, в отношении лидеров ИТ-индустрии России.
Источник: Ассоциации АПКИТ, РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт» и АРПЭ