17 января 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Бюджетные расходы на науку и технологии Индии в разрезе ключевых ведомств, 2024/25 финансовый год. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Основные научно-образовательные и технологические программы Министерства науки и технологий в 2024/25 финансовом году. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Основные инициативы Министерства электроники и информационных технологий по поддержке высокотехнологичных компаний на 2024/25 финансовый год. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал объемы и структуру инвестиций в сектор исследований и разработок в 2024/25 финансовом году одной из самых быстрорастущих экономик мира.

Правительство Индии в текущем финансовом году увеличило финансирование науки и технологий на 14,2% (169,8 млрд рупий — 201,9 млрд руб.) с целью повышения инновационного потенциала по ключевым технологическим направлениям. Особое внимание в опубликованном в июле 2024 г. Бюджете на 2024/25 гг. уделяется новым и возобновляемым источникам энергии, объем расходов на которые возрос на 86,9% (88,8 млрд рупий — 105,5 млрд руб.). За ними следуют электроника (включая полупроводники) — на 32,6% (53,9 млрд рупий — 64,1 млрд руб.) и фармацевтика — на 29,4% (9,3 млрд рупий — 11,1 млрд руб.). Вместе с тем перераспределение бюджетных средств привело к сокращению финансирования биотехнологий, наук о Земле и атомной энергетики на 15,3%, 7,8% и 4% (-4,1, −2,6 и −1,1 млрд рупий или −4,9, −3,1 и −1,3 млрд руб.) соответственно (рис. 1).

Справочно: Бюджет Индии на 2024/25 гг. составляет 48,2 трлн рупий (57,3 трлн руб.), из которых 15,2 трлн (18,1 трлн руб.) (31,5%) предназначены для финансирования программ (включая научно-технологические), реализуемых федеральными министерствами, и 5,2 трлн (6,2 трлн руб.) (10,8%) — региональными (правительствами штатов).

Согласно последним доступным данным (2020 г.), внутренние затраты на исследования и разработки (ИР) Индии составляли 1,3 трлн рупий (1,6 трлн руб.), в т. ч. в государственном секторе на федеральном уровне — 612,8 млрд (728,3 млрд руб.) (48,1%), государственном секторе на региональном уровне — 84,8 млрд (100,8 млрд руб.) (6,7%), предпринимательском секторе — 463,9 млрд (551,4 млрд руб.) (36,4%) и секторе высшего образования — 112,4 млрд (133,6 млрд руб.) (8,8%).

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Министерства финансов и Министерства науки и технологий Индии.

Из общего объема госрасходов, запланированных на 2024/25 гг., ведомства научно-технологического профиля аккумулируют средства в размере 1,1 трлн рупий (1,3 трлн руб.), что составляет 2,4% бюджета. Около 65,1% из них приходится на программы в области науки и технологий (20,2% — на исследовательские гранты и стипендии, 44,9% — на инициативы по поддержке высокотехнологичного производства) и 34,9% — на административные и прочие расходы. Наибольший объем финансирования предусмотрен для реализации задач Министерства по атомной энергии (22%), Министерства электроники и информационных технологий (19,3%), Министерства новых и возобновляемых источников энергии (16,8%) и Министерства космических исследований (11,6%), которые лидируют по величине расходов на науку и технологии.

Справочно: Ключевым органом, отвечающим за развитие новых научных и технологических направлений (био-, нано-, квантовые технологии и другие) в Индии, является Министерство науки и технологий, в то время как остальные ведомства сосредоточены на отдельных секторах экономики (например, координируют исследования в тяжелой промышленности, медицине и т. д.). В связи с отсутствием утвержденной национальной стратегии в области науки и технологий министерства и ведомства, финансирующие ИР, становятся участниками стандартного бюджетного процесса, в рамках которого они представляют Министерству финансов перечень целевых показателей для обоснования своих расходов на следующий финансовый год с учетом налоговых поступлений предыдущих лет. После консультаций с членами Кабинета министров бюджет направляется на утверждение в парламент.

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Министерства финансов Индии.

Около трети программных расходов бюджета на науку и технологии (30,9%) планируется потратить на предоставление исследовательских грантов и стипендий на изучение космоса (16%), развитие электроники и ИТ (6,5%), а также таких передовых направлений, как кибербезопасность, нано- и квантовые технологии (3,8%). Остальные 69,1% направлены на инициативы по поддержке высокотехнологичных отраслей, которые наиболее интенсивно будут реализовываться в областях новых и возобновляемых источников энергии (25,6%), электроники и ИТ (17,8%), атомной энергетики (10,2%) и тяжелой промышленности (9,7%).

Финансирование науки и высшего образования в приоритетных областях

Министерство науки и технологий занимает второе место по объему расходов на ИР в рамках федеральной части бюджета (39,5 млрд рупий — 47 млрд руб.) после Министерства космических исследований (118,3 млрд рупий — 140,6 млрд руб.). При этом его стратегии, миссии и программы ориентированы преимущественно на приоритетные технологические области, которые могут стать источниками конкурентных преимуществ для индийской экономики (рис. 2).

Наиболее масштабное финансирование предусмотрено для реализации Стратегии развития биотехнологий, цель которой — увеличить объем биоэкономики Индии до 150 млрд долл. США (15,4 трлн руб.) к 2025 году. Выделенные средства в размере 11 млрд рупий (13,1 млрд руб.) будут направлены на строительство пяти исследовательских центров, субсидирование 2607 проектов ИР и предоставление стипендий для 1200 студентов магистратуры и 600 исследователей.

В свою очередь, национальные миссии призваны развивать междисциплинарные и смежные технологические направления. Например, миссия в области киберфизических систем должна способствовать созданию роботизированных программно-аппаратных комплексов и их интеграции в промышленность, здравоохранение и сельское хозяйство. Финансирование в размере 5,6 млрд рупий (6,7 млрд руб.) в форме грантов будет направлено на реализацию 1100 проектов ИР, а также выплату стипендий для 600 студентов магистратуры, 40 аспирантов и 40 исследователей.

Решению отраслевых задач научно-технологического развития способствуют инициативы по созданию технологий в области очистки воды, экологически чистой энергетики и практического применения ИИ (общим объемом финансирования в размере 5,4 млрд рупий (6,4 млрд руб.)). В текущем финансовом году запланирована поддержка 410 проектов ИР и организация семинаров для обучения более 690 специалистов из академической и бизнес-среды.

Справочно: В Индии используется единый механизм финансирования проектов ИР: для исследований, выполняемых университетами в любой из научных дисциплин, предоставляются гранты сроком от трех до пяти лет в размере 3–6 млн рупий (3,6–7,2 млн руб.) в год, в то время как для ИР, реализуемых по заказу компаний из любого сектора экономики, — до 40 млн рупий (47,5 млн руб.) (или 50% от общего бюджета проекта). В рамках стипендиальных программ студенты, обучающиеся на программах магистратуры, в течение двух лет получают ежемесячно 37 тыс. рупий (44 тыс. руб.), аспиранты — 42 тыс. рупий (47,5 тыс. руб.). Исследователям дополнительно выплачивается до 61 тыс. рупий (72,5 тыс. руб.) в месяц.

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Министерства науки и технологий Индии.

Для повышения научного потенциала исследовательских организаций и университетов предусмотрены специальные программы общим объемом финансирования в размере 9 млрд рупий (10,7 млрд руб.).

Поддержка хайтек-производств

Наиболее широкую линейку мер поддержки компаний высокотехнологичных отраслей экономики в 2024/25 гг. реализует Министерство электроники и информационных технологий Индии. Всего на предоставление субсидий и налоговых льгот производителям полупроводниковой продукции и микроэлектроники выделен 131 млрд рупий (155,7 млрд руб.) (табл. 1). По итогам текущего финансового года Министерство планирует возместить компаниям 50% налогов, уплаченных во время строительства четырех полупроводниковых заводов, с лимитом в 64 млрд рупий (76,1 млрд руб.). Особое внимание уделяется разработке и проектированию полупроводниковых приборов: для компаний-разработчиков предусмотрено уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в размере 100% затрат на ИР (до 2 млрд рупий (2,4 млрд руб.)) и в размере 10% затрат на организацию высокотехнологичного производства (до 3 млрд рупий (3,6 млрд руб.)). Также компаниям будет предоставляться налоговый вычет в размере от 3 до 5% от суммы уплаченных налогов на прибыль с продаж электроники и ИТ-компонентов с лимитом в 62 млрд рупий (73,7 млрд руб.) (рис. 3).

Созданию полной цепочки производства в области микроэлектроники также будет способствовать поддержка 25 промышленных кластеров, которые получат гранты в размере 1,5 млрд рупий (1,8 млрд руб.) на развитие своей инфраструктуры и привлечение инвестиций в объеме до 14 млрд рупий (16,6 млрд руб.). Кроме того, порядка 0,6 млрд рупий (0,7 млрд руб.) будет выделено на финансирование 30 стартапов — также с обязательством последних по привлечению не менее 3,8 млрд рупий (4,5 млрд руб.) внебюджетных средств к концу финансового года.

Комментирует Виталий Дементьев, заведующий отделом правовых исследований в сфере науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «В целом прослеживается стратегический курс властей Индии на диверсификацию экономики за счет инвестиций в приоритетные области ИР, включая атомную энергетику, микроэлектронику, космос, биотехнологии и новые источники энергии. Это затратные наукоемкие сферы, и Индия их развивает посредством ведомственных программ и национальных миссий, на которые суммарно приходится порядка 75% всех бюджетных средств на науку и технологии. Россия движется по схожему пути через реализацию национальных проектов технологического лидерства, сформированных под эгидой правительства.

Интересно, что доли расходов на ИР в общем объеме расходов федерального бюджета в Индии и России примерно сопоставимы (2,4% и 2,68% соответственно), так же, как и структура затрат на науку: в обеих странах делается акцент на технологиях в энергетике, электронике, космосе, биотехнологиях, медицине и промышленности. При этом в ряде направлений Индия поддерживает технологии преимущественно на поздних стадиях зрелости, что говорит, скорее, о локализации производств, а не их импортозамещении. Это касается, прежде всего, атомной энергетики, химии, робототехники и станков, аккумуляторных батарей, где гранты на НИОКР практически отсутствуют. В других областях (биотехнологии, ИИ и квантовые технологии, чистая энергетика, новые материалы и др.) осуществляется поддержка всего цикла ИР, причем по некоторым из них есть специальные исследовательские программы.

Что полезного можно извлечь из опыта Индии: ежегодное уточнение научно-технологических приоритетов и планирование расходов с учетом уровня зрелости технологий; локализация передовых производств; подготовка научных кадров по новым направлениям и специальные стипендиальные программы по ним; поддержка создания стартапов и малых технологических компаний в приоритетных областях; отраслевые исследовательские инициативы и налоговые льготы для НИОКР».

Источники: официальные веб-сайты индийского правительства; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Франсиско Брамбила Мартинес и Елена Каменева, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ