11 февраля 2025 г.

Почти две трети россиян, сменивших работу за последние два года, сделали это с переходом в новую отрасль, выяснили эксперты кадровой компании UTEAM. Лидерами среди отраслей, которые притягивают соискателей, оказались розничная торговля (каждый десятый перешел в этот сектор), а также ИТ-компании и медицина. Как правило, межотраслевой переход сотрудников сопровождается предложением более высокой заработной платы.

37% трудоустроенных россиян из тех, кто менял место работы в последние два года, перешли в другую компанию из того же сектора экономики, что и предыдущая. Еще 63% сменили не только работодателя, но и отрасль.

Основным мотиватором для межотраслевого перехода респонденты называют возможность получать более высокую заработную плату (57%). Также важную роль играют неудовлетворенность текущими условиями труда (37%) и перспективы карьерного роста (26%). Каждый пятый (21%) сменил индустрию в связи с увлечением новой областью знаний, чуть меньше (18%) — из-за желания работать в более стабильной отрасли. Каждый седьмой (14%) совершил межотраслевой переход, чтобы получить работу с большей социальной значимостью и близкими ценностями. Реже всего причиной становилась необходимость адаптироваться к изменениям на рынке труда (всего 7%).

«Более 80% кандидатов самых разных направлений рассматривают сразу несколько предложений, и, кроме того, велики риски контрофферов от текущих работодателей, если соискатель трудоустроен. В 90% случаев кандидаты делают выбор в пользу более высокой заработной платы. Да, они учитывают карьерные перспективы, бренд, компанию, продукт, проект, задачи, но первое, что называют, когда объясняют свое решение, — это деньги здесь и сейчас. Таковы реалии рынка труда. Работодателям необходимо делать свое предложение конкурентоспособным по всем параметрам, учитывая, что на первом месте среди приоритетов кандидатов остается базовый уровень доходов», — комментирует Ирина Антоненко, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании UTEAM.

Отметим, что контроффер от текущего работодателя как причина отказа от вакансии встречается все чаще. По данным облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), в 2023 году таких случаев оказалось в два раза больше, чем в 2022 году. Работодатели все больше внимания уделяют удержанию своих сотрудников, понимая, что замена и адаптация новых людей — это долго, дорого и трудно.

Чаще всего в качестве новой отрасли для трудоустройства соискатели выбирают розничную торговлю (10%), ИТ-сектор и медицину (по 8%), образовательные учреждения и логистику (по 7%). Минимальной популярностью пользуются отрасли металлургии, сельского хозяйства, энергетики, добычи сырья и лесной промышленности — переход в эти индустрии совершили по 1% респондентов.

Интересно, что перечисленные отрасли во многом пересекаются с теми секторами экономики, где работодатели активно практикуют хантинг сотрудников. По данным опроса работодателей, который в 2024 году провели аналитики CRM-системы Talantix, хотя бы иногда к хантингу прибегают 77% компаний из отрасли розничной торговли, 53% ИТ-компаний, 89% медицинских учреждений, 63% компаний из сектора логистики и перевозок. Реже всего переманивают работников сельскохозяйственные и металлургические компании.

«Сегодня компании, которые склонны к хантингу, переманивают сотрудников не только у своих прямых конкурентов, но и в совершенно других отраслях. Не совсем релевантный опыт уже не пугает, рекрутеры делают акцент на оценку реальных навыков, а не предыдущих профессиональных ролей. Кроме того, на фоне дефицита кадров все больше работодателей готовы вкладываться в развитие перспективных кандидатов и при необходимости „дообучать“ их, погружая в отраслевые тонкости», — отмечает Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix.

Показательно, что 69% опрошенных характеризуют свой переход из одной индустрии в другую как положительный опыт, еще 30% — как нейтральный. Доля негативных ситуаций, по данным опроса, составила менее 1%. Более того: 42% россиян, сменивших отрасль, отметили, что это не вызвало ощутимых сложностей.

Остальные 58% испытывали определенный дискомфорт, который, как правило, удавалось довольно быстро преодолеть. Так, 26% столкнулись с недостатком опыта в специфических задачах, 25% — с нехваткой узких навыков. По 16% назвали в числе проблем конкуренцию с более опытными коллегами, а также незнание некоторых отраслевых нюансов. Проблемы с адаптацией в новом коллективе оказались существенными для 13% респондентов. Реже всего дискомфорт был связан с недостатком профессиональных контактов (9%).

«Коммуникационные проблемы, новый коллектив, неблизкая корпоративная культура были названы в числе препятствий для легкого и „бесшовного“ перехода. Все это подчеркивает важность адаптации и внутреннего обучения как для сотрудников, меняющих отрасли, так и для компаний, которые их принимают на работу. Недостаточное внимание к новичку на этом этапе — самая частая причина потери новых сотрудников. Людям, пришедшим в компанию из других отраслей, нужна двойная поддержка», — добавляет Ирина Антоненко (UTEAM).

Бизнес в целом позитивно воспринимает соискателей из нецелевых отраслей. К этому подталкивает жесткий дефицит кадров на всех уровнях должностей, который, по оценкам Центробанка, сохранится и в 2025 году. На готовность компаний трудоустраивать людей с нерелевантным отраслевым опытом влияет и стремление внедрять новые подходы в работе, усиливать свою конкурентоспособность и трансформировать корпоративную культуру.

Однако не всегда работодатели готовы сразу проявлять такую открытость и гибкость по отношению к кандидатам.

«Наша ежедневная практика показывает: на старте поиска 75% компаний рассчитывают нанять специалистов из своей отрасли и с аналогичной позиции. Но мы почти сразу предлагаем смотреть шире, предлагаем соискателей из смежных сфер, акцентируя внимание не преимуществах такого решения — как правило, успешно. Исключением являются только те позиции, для которых ключевой параметр — это прикладные технологические знания и умения. В остальных случаях плюсы очевидны. Так, руководители из другой индустрии могут привнести в компанию новый взгляд на привычные процессы, улучшения и топовые практики с других рынков. Таких кандидатов обычно отличает сильный фокус на команду и готовность воспринимать ее как источник экспертизы, что позитивно влияет на отношения внутри коллектива. Наконец, выходцы из других индустрий демонстрируют высокую мотивацию, активность и энергию. Эти кандидаты изначально открыты к новому и осознанно включаются в адаптацию», — комментирует Ирина Антоненко (UTEAM).

Скорость изменений в экономике требует от бизнеса небанальных решений и свежего взгляда, вместе с кадровым голодом это способствует привлечению в компании людей с опытом в непрофильных индустриях. От такого межотраслевого перехода, как правило, выигрывают обе стороны — и соискатель, и работодатель. Однако для этого необходимо продумать процесс адаптации, обучения и оценки новичка.

Источник: Пресс-служба компании UTEAM