28 марта 2025 г.

Восходящим трендом в российских условиях становится коллаборация, которая приобретает все более разнообразные формы. Вместо продаж по классической схеме «товар-деньги-товар» сегодня продукции нужна такая степень интеграции, а зачастую и кастомизации, что взаимодействие продавца и покупателя все больше становятся похожи на коллаборации с дальнейшим совместным развитием решений в кратко- и даже в среднесрочной перспективе. Участвовать в таких процессах — причем в разных сочетаниях! — могут корпоративные заказчики с разных вертикальных рынков и ИТ-компании всевозможных специализаций. Тренд на коллаборацию сложно назвать «новым», но в современных условиях он приобретает особую актуальность.

Амбассадор совместного производства

Даже крупные компании, являющиеся лидерами в разработке и выпуске «в прод» цифровых решений, для соответствия требованиям рынка часто объединяют усилия и экспертизы для создания современных решений, использующих ИИ. Пример: виртуальный консультант и цифровой амбассадор Эм.Ви, который запущен в пилотном режиме в одном из новых московских магазинов М.Видео-Эльдорадо и созданный совместными усилиями ритейлера и еще двух компаний.

Заметим, что роботы в инфраструктуре федерального ритейлера уже работают. В январе было объявлено о совместном с VS Robotics запуске голосового робота для автоматизации голосовых клиентских обращений в контакт-центры, а также для проведения опросов. Интересно, что робот получил специфику: он говорит женским голосом при обращениях в «М.Видео» и мужским — в «Эльдорадо». Пилотное применение робота было апробировано в Самарской и Ростовской областях, после чего решение «раскатали» на все регионы присутствия М.Видео-Эльдорадо.

В случае с Эм.Ви важен масштаб проекта — виртуальными консультантами в банках уже никого не удивишь — но в случае с ритейлером решение потребовалось нового уровня. Например, Эм.Ви получил «эмоциональный интеллект», отметила Наталия Аметова, руководитель отдела инновационных продуктов и сервисов агентства Instinct. Эм.Ви работает с радикально большим количеством товарных предложений, чем может быть у любого банка, что делает рекомендательную систему кратно сложнее. Новое решение, сопряжено с поисковым движком «М.Видео», но потребовало дополнительной разработки системы анализа запросов и работе с базой знаний. Для генерации естественного изображения — динамика консультанта-амбассадора, движение губ и прочие детали система прорисовывает «на лету» — а также для распознавания/генерации речи и других задач проекту понадобилось участие Sber Metaverse Tech.

«„Искусственный интеллект“ становится неотъемлемой частью клиентского сервиса, создавая глубокую вовлеченность и эмоциональную связь с пользователями», — уверен Максим Козлов, руководитель Sber Metaverse Tech.

Заметим, что технологии метавселенных хотя и ушли из «хайповой зоны», но продолжают развитие (см. врезку), оказывая все более заметное влияние на решения из сопредельных сегментов, как в случае с Эм.Ви.

Ожидается рост российского рынка метавселенных с 46,1 млрд долл. в 2022 году до 507,8 млрд к 2030 году, по оценкам экспертов. Это не только игры и ритейл, новые возможности актуальны и для других виртуальных рынков. «Шоу-бизнес осваивает цифровые сцены, образование — виртуальные университеты, — напоминает Лидия Рой, руководитель Лаборатории креативных индустрий в Школе управления Сколково. — В добывающей отрасли, авиации и космосе метавселенные позволяют безопасно моделировать процессы и тестировать технологии».

ИИ требует встраивания в продукт, а продукт — интеграции в ИТ-рельеф

Решения, использующие ИИ, демонстрируют актуальность в бизнес-применении, причем не только как голосовые роботы и цифровые ассистенты. Созданы, апробированы и работают решения для аналитики, контроля, рекомендаций и других задач, встроенные в бизнес-процессы компании. Свежий пример: создание девелопером «Самолет» нового продукта, использующего нейросети, который при использовании в комбинации с существующими решениями компании проводит быстрый аудит сделки по более чем 20 критериям и акцентирует внимание на неоднозначных показателях, выдавая рекомендации по доработке параметров закупки.

Для работы система взаимодействует более чем с 6000 источников данных, включая ФГИС ЦС и «ЕИС Закупки», получая данные по тендерам, информацию о рыночных ценах и т. д. Очевидно, что это потребовало задач интеграции как с внутренними информационными ресурсами, так и с внешними, причем для взаимодействия с одними было достаточно стандартных средств, а для других пришлось прибегать к коллаборациям.

«Наша главная цель — закупать максимально эффективно, как по стоимости, так и по качеству», — говорит Артем Блинов, директор по закупкам и тендерам группы «Самолет».

За качество приобретаемых материалов отвечают люди, а вот в деле оптимизации затрат новая система позволит снизить себестоимость закупок строительных материалов на 1-2%, по заявлению представителей компании. Будет ли решение выведено на рынок как отдельный продукт, пока неизвестно, но представители «Самолета» выражают надежду, что создание такой системы, доказавшей эффективность, станет ориентиром для рынка.

Генеративный ИИ делает бизнес-контент

Интересный экосистемный проект запустил «Россельхозбанк»: для продвижения фермерской продукции решение самостоятельно создает персонализированный ИИ-контент, в котором тексты и иллюстрации, по заявлению представителей банка, учитывают культурные различия и особенности различных регионов РФ. Проект направлен на продвижение продукции клиентами банка, многие из которых являются фермерскими хозяйствами. Система переводит контент на национальные языки народов РФ, отметила Елена Батурова, заместитель председателя Правления «Россельхозбанка»: «Разработанное решение использует новейшие достижения в области „искусственного интеллекта“ для создания эффективной системы продвижения фермерской продукции в цифровой среде».

Заметим, что маркетплейс, созданный ИИ, появился почти одновременно с газетой, полностью сгенерированной «искусственным интеллектом». Il Foglio представила первый номер периодического издания, в котором весь контент — от текстов и заголовков до иллюстраций и даже ироничных комментариев — сделан ИИ, сообщает РБК. Работники редакции при подготовки этого номера только задавали вопросы генеративному ИИ и вычитывали ответы. В пилотном четырехполосном номере отсутствовали личные мнения, интервью и даже прямые цитаты, так как при таком подходе их взять было неоткуда. Аналитику также не стали поручать ИИ. Заметим, что проект Il Foglio является «пилотом», в отличие от маркетплейса «Россельхозбанка»

Вместо заключения

Примеров коллабораций сегодня большое количество, даже если ограничить рассмотрение задачами, связанными с ИИ. Инструментарий для ИИ пока дорогой, да и применять его оказывается непросто. Бывают ситуации, когда видеоускорители закупить можно, а вставлять их некуда, рассказал Василий Степаненко, генеральный директор компании Nubes, в выступлении на форуме Cloud & Connectivity’2025. Заказчикам нужны как аппаратные платформы, так и экспертиза для их эффективного применения. За экспертизой обращаются даже крупные заказчики, отметил Валентин Соколов, ИТ-директор компании RCloud by 3data в выступлении на форуме.

«Облачные» платформы в условиях растущего спроса начинают наполнять свои продуктовые портфели сервисами, позволяющими точечно применять технологии ИИ для решения бизнес-задач компании, напомнил Алексей Макаркин, директор по продуктам DataSpace Cloud. Спрос на такие решения будет расти — уже сейчас возможности ИИ способны автоматизировать огромную номенклатуру процессов компании, как видно из рассмотренных выше примеров.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News