16 апреля 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Перспективные ниши для российских компаний, желающих выйти на ИТ-рынок Филиппин. Источник: Торгпредство РФ в Республике Филиппины, апрель 2025 г.
Увеличить
Рис. 2. Возможные сценарии выхода на рынок Филиппин. Источник: Торгпредство РФ в Республике Филиппины, апрель 2025 г.
Увеличить
Рис. 3. Барьеры и возможные пути их преодоления. Источник: Торгпредство РФ в Республике Филиппины, апрель 2025 г.

Эти 6 перспективных ниш были перечислены в ходе вебинара «ИТ на Филиппинах. Возможности и вызовы для российских компаний», организованного в апреле 2025 г. Департаментом цифровых технологий Минпромторга при поддержке АНО «Цифровая экономика» и Проектного офиса Службы «цифровой атташе».

В начале вебинара Торговый представитель РФ в Республике Филиппины Артём Цинамдзгвришвили обратил внимание онлайн-аудитории, что население Филиппин составляет 114,1 млн человек; средний возраст жителей — 24 года, а ВВП на душу населения в 2025 г. ожидается на уровне 4439 долл. По рейтингу легкости ведения бизнеса страна занимает 95-е место из 190 возможных. Одна из особенностей страны, сильно влияющая на программы её цифровизации, заключается в том, что государство Филиппины является островным: оно состоит из более чем 7600 островов, островков, рифов и атоллов, из которых, как утверждает Википедия, обитаемы около 2000, а свыше 5000 даже не имеют официального названия.

Артём Цинамдзгвришвили отметил, что важную роль в экономике Филиппин играют электроника и электрооборудование. Они составляют основу экспорта страны. Хотя Филиппины и не являются ведущим мировым экспортером в какой-либо конкретной товарной категории, они известны значительным количеством предприятий по сборке и испытанию полупроводников. Филиппины участвуют главным образом в компонентной стадии производства из бытовой цепочки. В сфере электронных компонентов основной областью являются интегральные схемы. Экспорт страны в 2024 г. — это 73,27 млрд долл. При этом основной позицией филиппинского экспорта является микроэлектроника: 53,4% экспортируемых в стоимостном выражении товаров — электронные изделия. Филиппинский импорт в прошлом году составил 128 млрд долл. Основной категорией импорта традиционно является микроэлектроника: её завозят в определенной стадии готовности; доводят до следующего уровня и дальше экспортируют по цепочке на Тайвань или в Китай.

О динамике торгового сотрудничества между Россией и Филиппинами Артём Цинамдзгвришвили говорит так: «По итогам последних двух лет, к сожалению, товарооборот между странами снижается по объективным причинам. В 2023 г. он уменьшился на 27%, а в прошлом году падение составило ещё около 15%... Одной из таких значимых причин такого положения дел является негативное влияние американских СМИ. Ряд местных компаний убеждены, что на все российские товары распространяются санкции, эмбарго, что ничего нельзя вообще никуда ни экспортировать, ни импортировать... Однако сейчас ситуация меняется. Ведь бизнес, как правило, далёк от политики и преимущественно ориентирован на результат... В то же время надо понимать, что Филиппины являются членом ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), политической, экономической и культурной региональной межправительственной организацией 10 стран, расположенных в ЮВА. Поэтому условия доступа российских товаров на местный рынок отличаются от условий, применяемых в отношении ряда государств, связанных с Филиппинами соглашениями о зоне свободной торговли».

Перспективные ниши для российских компаний, желающих выйти на ИТ-рынок Филиппин «цифровой атташе» Торгпредства РФ в Республике Филиппины Роман Гайнтдинов обрисовал (рис. 1) так:

  • Электронное правительство (e-Government).
  • Финансовые технологии (FinTech).
  • Решения для умных городов (Smart Cities).
  • Автоматизация сельского хозяйства.
  • Информационная безопасность (Cybersecurity).
  • Образовательные технологии (EdTech).

При этом он пояснил: «Одна из проблем на Филиппинах — отсутствие стабильного соединения со всеми островами. В столице Филиппин, Маниле, связь преимущественно стабильная. Но на удалённых островах, к сожалению, существуют проблемы со связью. В стране запускают низкоорбитальные спутники, чтобы соединять острова уже не по оптоволокну, а с помощью спутниковой связи. Поэтому филиппинцы активно вкладываются в развитие инфраструктуры и во внедрение облачных технологий.

Важным направлением является кибербезопасность. Рост рынка кибербезопасности на Филиппинах составляет более 8% ежегодно. Это обусловлено тем, что Филиппины подвергаются огромному числу хакерских атак. На данный момент филиппинцы очень открыты к взаимодействию по направлению кибербезопасности.

Также стоит отметить игровую индустрию. Сектор видеоигр достаточно популярен в Филиппинах и демонстрирует значительный рост, привлекая как местных, так и иностранных разработчиков. На территории Филиппин существует огромное количество компаний, которые занимаются разработкой игровых платформ, внутриигровых транзакций и платформ, связанных с финансовыми технологиями и блокчейном. Филиппины активно развивает финтехрешения, включая мобильные платежи и цифровые кошельки, что способствует финансовой инклюзии.

По состоянию на 2022 г. более 73% населения имели доступ к интернету. На 2025 год данный показатель, скорее всего, увеличился уже до 85+%. Также Филиппины лидируют по проведению времени в интернете. По статистике, средний филиппинец проводит в Сети более 8 часов со своим телефоном».

На рис. 2 представлены 4 возможных сценария выхода на рынок Филиппин. Роман Гайнтдинов дал следующие рекомендации: «Самым эффективным способом выхода на этот рынок является создание совместного предприятия с местными ИТ-компаниями. Партнёрство с филиппинскими системными интеграторами позволит получить доступ к существующей клиентской базе, упростить взаимодействие с потенциальными клиентами и контрагентами, а также участвовать в тендерах, если вы нацелены на сегмент B2G. На Филиппинах с 2023 г. активно внедряются цифровые тендеры; существует площадка, на которой компании могут принимать участие в конкурсных процедурах. И для того, чтобы российской компании принимать участие в тендерах, необходимо иметь локального партнёра, от лица которого будет подаваться вся документация. Поэтому российским компаниям в первую очередь необходимо подумать о том, с каким контрагентом они будете создавать совместное предприятие для того, чтобы успешно выходить на рынок Филиппин.

Второй возможный сценарий выхода на местный рынок — открытие филиала непосредственно в экономической зоне. На Филиппинах действует экономическая зона PEZA (Philippine Economic Zone Authority), которая предоставляет налоговые льготы, льготные условия аренды офисов и дата-центров, а также доступ к инфраструктуре. Если вы строите инфраструктурные проекты, то необходимо обратить внимание на условия данной экономической зоны.

Компаниям, которые занимаются преимущественно В2С-решениями и работают с малыми компаниями, необходимо в первую очередь думать об объёмах бюджетов на маркетинг, потому что маркетинг здесь играет решающую роль, чтобы вы смогли занять долю рынка в B2C- сегменте и в малом B2B-сегменте».

Роман Гайнтдинов сообщил, что по оценкам IT and Business Process Association of the Philippines (IBPAP), в 2024 г. доходы ИТ-сектора страны достигли 38 млрд долл., что на 7% выше аналогичного показателя предыдущего года. Отметив пи этом, что Филиппины являются одним из ведущих мировых центров по предоставлению услуг ИТ-аутсорсинга, включая разработку ПО, техническую поддержку и обслуживание клиентов.

Кроме того, во время вебинара были упомянуты (рис. 3) как основные барьеры, стоящие на пути компаний, желающих выйти на ИТ-рынок Филиппин, так и возможные пути преодоления этих барьеров. Своё выступление Роман Гайнтдинов резюмировал так: "Филиппины — один из наиболее быстро развивающихся ИТ-рынков Юго-Восточной Азии с акцентом на облачной технологии, кибербезопасность и финтех. Английский является основным языком бизнеса, однако знание местных и культурных особенностей помогает в налаживании деловых отношений. Правительство активно продвигает цифровизацию, но процесс взаимодействия с государственным сектором требует терпения и соблюдения местных процедур. Финансовый сектор стремительно переходит на безналичные расчеты. Но значительная часть населения продолжает использовать наличные, что создает возможности для финтех-решений. Кибербезопасность является ключевой проблемой, и рынок испытывает потребность в передовых решениях для защиты данных и предотвращения киберугроз. Конкуренция на рынке очень высокая. Представлены как международные игроки (Microsoft, Huawei, Google, IBM и т. д.), так и сильные местные компании, такие, например, как Multisys и TIM. Для успешного выхода на рынок необходимо четкое позиционирование, и локализация продуктов под потребности филиппинского рынка. Успешное ведение бизнеса на Филиппинах требует установления доверительных отношений.

Личные контакты и партнерства с местными компаниями значительно упрощают и улучшают процесс выхода на рынок. Местные регуляторы, такие как DICT (Department of Information and Communications Technology, Министерство информационно-коммуникационных технологий) и NPC (National Privacy Commission, Национальная комиссия по вопросам конфиденциальности), активно контролируют сферу ИТ, защиту данных; важно заранее изучить законодательные требования и возможные налоговые льготы на рынке Филиппин. Бизнес-этикет отличается гибким подходом ко времени, но при этом высоко ценится уважение к иерархии и статусу партнеров. Филиппины предоставляют широкие возможности для российских ИТ-компаний, в особенности, если вы разрабатываете уникальные продукты, которые защищены международными патентами. И, соответственно, здесь возможно выстраивание через передачу неисключительных прав потенциальным вендорам на рынке Филиппин, потенциальным дистрибьюторам, которые будут представлять ваши интересы на рынке и помогать вашей компании выходить на этот рынок стратегически более правильно и находить больше возможностей. Но все компании должны понимать, что процесс выхода на местный рынок может занять от одного до трех лет".

Напомним: ранее (по итогам ИТ-экспортных вебинаров Минпромторга) мы рассказывали о перспективных нишах для российских компаний, желающих выйти на ИТ-рынки Китая, Кубы, ОАЭ, Уругвая, Парагвая, Индонезии, Индии, Алжира, Киргизии, Армении, Сербии, Узбекистана и Азербайджана.

Источник: IT Channel News