6 июня 2012 г.
Подтверждая старую истину, что верный выбор момента - это главное, Cius стал хрестоматийным промахом после большой подготовительной работы. Cisco не учла растущий наплыв мобильных устройств и могучую хватку iPad и упустила свое окно возможностей, потратив почти год, чтобы начать, наконец, поставки планшета после его первого старта.Таков общий вывод нескольких крупных VAR`ов, опрошенных CRN в свете решения компании прекратить инвестиции в Cius, о котором было сообщено в корпоративном блоге две недели назад.
Технически Cius не зачеркнут окончательно. Старший вице-президент TelePresence Technology Group О.Дж. Уиндж пишет в блоге компании, что Cisco продолжит поддержку пользователей планшета и будет предлагать Cius «в ограниченных рамках заказчикам с особыми потребностями или вариантами использования».
Но для обозревателей, уже нарисовавших себе картину победного шествия по рынку планшета Cisco, когда Cius был впервые выпущен два года назад, пост Уинджа звучит как похоронный звон. Cisco, в свою очередь, уже начала перебрасывать инвестиции на ключевые направления UC, прежде всего платформу Jabber, и Cius начнет теперь свое медленное схождение в небытие.
«Думаю, это было неизбежно, - говорит Джейсон Парри, директор по UC-решениям компании Force 3. - Отклик на Cius из того, что мы видели, был не так уж велик. Это была хорошая идея, но, я думаю, с точки зрения выбора момента было уже слишком поздно. Служащие в организациях уже приносили с собой iPad».
«Меня это нисколько не удивило, - вторит ему Гари Алегзандер, главный управляющий компании Alexander Open Systems. - Просто Apple уже сделала рывок вперед и имела большую долю рынка, что даже с таким прекрасным продуктом, как Cius, на таком тесном рынке вклиниться очень трудно. Просто они чуть опоздали к этому столу».
Бретт ЛаКурс, старший менеджер по развитию рынка компании Teracai, говорит, что Cius составлял малую часть в их бизнесе: было лишь около десятка заказчиков и продано примерно 100 планшетов - и многие из них корпоративным пользователям. «Я помню, как два года назад на саммите партнеров мы слышали про Cius чуть не на каждой сессии, а в этом году я слышал про него лишь дважды, - говорит ЛаКурс. - Так что ясно, что на него не было большого спроса».
Cisco не ответила на просьбу прокомментировать свой отказ от Cius.
Краткая история Cius
Cius был представлен в июне 2010 г. как Cisco Live: функционально насыщенный Android-планшет с двумя цифровыми камерами, который, как утверждала компания, сможет работать в сетях 802.11n a/b/g/n (Wi-Fi), 3G и, в будущем, 4G. На тот момент обратная связь от партнеров в канале была в целом положительной, планшет представлялся как точно нацеленный, специализированный UC-терминал для предложений Cisco на рынке унифицированных коммуникаций, где она доминировала.
Но почти сразу же возникли проблемы с выводом планшета на рынок, начиная с того, что Cisco не называла точных цен, не сообщила, когда именно Cius будет доступен партнерам для продаж, и не сформулировала почему ее планшет станет лучшей корпоративной альтернативой, чем iPad.
Лишь осенью 2010 г. Cisco, наконец, назвала дату выпуска - в марте 2011 г. ее партнеры в UC со статусом Master или Advanced смогут начать его продавать - и начала называть операторов: Verizon и AT&T. Компания настойчиво уверяла, что задержки с планшетом нет, но Cius стал доступен каналу лишь 31 июля 2011 г., спустя более 13 месяцев после того, как был впервые объявлен. Цена, в конце концов, оказалась на уровне 650-700 долл. за планшет в зависимости от скидки за объем, но это без док-станции - еще 400 долл.
Эрик Крапф из No Jitter и другие напомнили, что Барри О’Салливан, старший вице-президент и генеральный директор Collaboration Technology Group, заявил собравшимся на Enterprise Connect в марте 2011 г., что через год Cius будет самым продаваемым пользовательским устройством Cisco.
На пресс-конференции в Нью-Йорке в июне 2011 г. Cisco старалась изобразить Cius как истинно корпоративный планшет, указывая на встроенные функции безопасности и на то, что он был проверен на прозрачность работы с инфраструктурой Cisco и ее сопутствующими продуктами. Говорилось также о нарождающейся разработке приложений и партнерах-ISV вокруг App HQ, облачной онлайн-витрины Cisco, которая поможет организациям выбирать и осуществлять дистрибуцию бизнес-приложений, наиболее важных для их бизнеса.
Решение Cisco - умный ход
Точные цифры продаж Cius не так-то легко найти, и партнеры говорили еще прошлым летом, что интерес заказчиков в лучшем случае едва теплится, особенно после прихода iPad второго поколения. Когда Cisco продолжала расхваливать Cius на Collaboration Summit в ноябре, руководители компании заверили CRN, что Cius останется главным прицелом, как было сказано, 42-миллиардного общего имеющегося рынка в сегменте коллективной работы для ее поставщиков решений.
Не далее как в декабре Cisco говорила репортерам, что продажи Cius «отвечают ожиданиям» и что готовятся версии с большим и меньшим форм-фактором, планируемые на следующий год.
Но ко времени, когда открылся саммит партнеров Cisco в Сан-Диего в апреле, Cius был уже почти невидим, и Cisco направила большую часть своей риторики в сегменте коллективной работы на Jabber и на то, как отразить угрозу Microsoft с ее вдруг ставшей пугающей UC-платформой Lync.
«Когда мы участвовали в Collaboration Summit в ноябре, Cius был повсюду - от него негде было скрыться, - говорит Парри из Force 3. - Но потом, к тому времени, когда мы прибыли на Partner Summit, он, по сути, исчез».
Пост О.Дж. Уинджа в блоге компании, сообщивший о судьбе Cius, появился меньше чем пять недель спустя.
Алегзандер из AOS считает, что решение Cisco по Cius - умный ход, его необходимо было сделать. «Старое правило ямы гласит: если вы поняли, что копаете себе яму, перестаньте копать, - сказал он. - Это было "да, мы вбухали в Cius немало, но это не работает. Так что давайте перестанем копать себе эту яму"». Алегзандер говорит, что AOS имела мало успеха с Cius и решила не слишком налегать на планшет, поскольку не хотела ставить в глупое положение заказчиков, если/когда Cisco решит-таки от него отказаться. Другие поставщики решений избрали аналогичный подход, в том числе Force 3, которая продает главным образом федеральным органам.
«У нас было много обсуждений. Мы много говорили о BYOD, но федералы слегка отстают от этой тенденции, так что можно было надеяться, что Cius станет для них счастливым ответом на вопрос, - сказал Парри. - Но ответ ИТ-директоров всегда возвращался к iPad. Они хотят его использовать. В общем, мы наблюдали очень ограниченный спрос на Cius».
Свидетельство перемен в Cisco
Задержка с выводом Cius на рынок, конечно, навредила Cisco, соглашаются VAR`ы. Шумиха вокруг планшета рассеялась довольно быстро, особенно когда так много других вендоров стали выпускать эти устройства, а Apple в марте 2011 г. дала старт второму iPad.
Многие партнеры Cisco рассматривают решение по Cius как важное свидетельство того, что она берет прицел на то, что является верным.
«Это сигнализирует о совсем другой Cisco, - говорит Керравала из ZK Research. - Cisco всё равно потерпела бы поражение с этим продуктом: они хотели контролировать взаимодействие с пользователем [experience] и думали, что единственный путь к этому - иметь своё устройство. Я думаю, это была одна из причин, почему они купили Flip. Но не обязательно быть хозяином устройства, чтобы контролировать этот контакт. Возможность иметь свой интерфейс на iPad позволяет охватить на порядок больше людей».
Cisco в конечном счете выиграет, поместив Jabber и свои продукты UC в контекст как можно большего числа мобильных устройств. Бессмысленно конкурировать с iPad лоб в лоб, говорит Керравала, если у вас нет еще лучшей мышеловки. «Если вы не Apple, то всё напрасно. В лучшем случае вы получите 1-2% доли рынка, - говорит он. - Нужно будет создать устройство, значительно лучшее, чем iPad, чтобы кто-то вообще захотел взглянуть на него. Всегда найдется горстка людей, которые пойдут против ветра, но, что касается Cisco, то, похоже, они решили: сражаться бесполезно, лучше дружить. Apple не составляет угрозы для остальной части бизнеса Cisco».
Смена прицела
Cisco не была единственной компанией, которая тщетно замахивалась на планшетный рынок. HP похоронила свой печально известный TouchPad спустя лишь несколько месяцев после вывода на рынок, а Avaya, хотя и заявила, что будет продолжать поддержку своего Avaya Desktop Video Device (ADVD), продвигает также UC-клиенты для iPad. Поставщики решений характеризуют продажи ADVD как чуть теплящиеся или нулевые.
Другие беспланшетные вендоры с большой ставкой на рынок UC также вносят коррективы. Так, Polycom провела недавно первый крупный ребрендинг за свою 22-летнюю историю, акцентировав свой растущий софтверный бизнес и планируя отделить бизнес оборудования, в частности, подразделение мобильных телефонов.
При таких сдвигах на рынке Cisco поставила во главу угла Jabber как одну из важных ставок на рынке UC и коллективной работы.
На саммите партнеров компания подтвердила свою инициативу Jabber for Everyone, в рамках которой ее заказчики смогут использовать функции определения присутствия и мгновенного обмена сообщениями, а клиенты Jabber без дополнительных лицензионных платежей.
Партнеры Cisco считают этот шаг важным для того, чтобы ускорить внедрение Jabber у заказчиков, и это поможет Cisco выстоять против нарастающей волны Lync.
«Jabber - вот ответ; это продукт, который будет наступательным оружием против Microsoft Lync, и этот снаряд падает гораздо ближе к их рулевой рубке. Я думаю, Jabber будет иметь успех, - говорит Алегзандер из AOS. - Microsoft это реальная угроза. Cisco это признает. У нас есть много заказчиков, не просто спрашивающих о Lync, но говорящих: "Мы собираемся двигаться в этом направлении"».
«Мы обсуждаем с клиентами внедрение Lync и спрашиваем: а как они собираются встроить в это видеостратегию? И тогда мы начинаем говорить о Jabber на iPad и о первых пробных тестированиях в рабочих условиях, и клиенты могут видеть реальные преимущества, которые Cisco демонстрирует сейчас, - говорит Рис из Presidio. - Я не слышу о том, чтобы Microsoft делала инвестиции, чтобы осуществить сложную интеллектуальную [интеграцию] видео - они рассчитывают, что Polycom сделает эту интеграцию для них. Всякий раз, когда есть новая точка интеграции, найдется палец, чтобы указать, и то место, где можно атаковать. Cisco может нарисовать такую картину. Задачи заказчиков гораздо объемнее, чем Lync может сейчас решить».
Cisco идет верным путем, готовясь соперничать с Lync, соглашается Керравала из ZK. «Cisco должна подкрепить слова, начав действовать как софтверная компания. По мне, Jabber - самая функционально богатая из UC-платформ для пост-UC мира, - говорит он. - Возможности Cisco - в вещах, которые не привязаны к десктопу».
Источник: Чед Берндтсон, CRN/США