9 января 2013 г.

Сегодня это стало уже обычным делом: офисный персонал приносит собственные смартфоны и даже планшеты на работу и использует их здесь на все сто.

Эта тенденция «принеси личное устройство на работу» (bring your own device, BYOD) настолько окрепла в последнее время, что организациям приходится подключать личные смартфоны и планшеты служащих к корпоративной сети, обеспечивать при этом надежную защиту служебной, а тем более конфиденциальной информации.

Для поставщиков решений, знающих толк в сетях и мобильных технологиях, открывается обширное поле возможностей.

Внедрить политики использования — вот первая из услуг на пути к обеспечению безопасности, которую могут предложить VAR`ы. Гарантировать, что такие политики введены и действительно выполняются, помогают платформы управления мобильными устройствами (mobile device management, MDM), которые отслеживают их использование в корпоративной сети, говорит Боб Уомбо, директор по профессиональным услугам компании Milestone Technologies, поставщика решений.

Milestone Technologies активно внедряет MDM, в частности решения, предлагаемые компаниями Absolute Software, MobileIron и Centrify. Они позволяют организациям не только строго контролировать и видеть все мобильные устройства в сети, но и при необходимости дистанционно управлять ими. Проще говоря, MDM передает часть функций управления с самих устройств в руки ИТ-персонала, даже при самых сложных раскладах, какие могут существовать в организации.

MobileIron отметила резкий рост продаж своих MDM-решений за прошедший год, говорит вице-президент по сбыту Джон Доннелли. Все продажи компании проходят через канал. Ее решение Connected Cloud, предлагаемое как SaaS, позволяет VAR`ам дистанционно управлять всем парком мобильных устройств заказчика; этим решением все больше интересуются клиенты мелкого и среднего бизнеса.

«В сегменте СМБ мы наблюдаем значительный спрос на модели SaaS с добавлением дополнительных услуг, — говорит Доннелли. — Мы делаем ставку на то, что в 2013 г. бизнес услуг по управлению ИТ значительно вырастет».

Многие корпоративные пользователи предпочитают модель SaaS просто потому, что она им знакома, утверждает Доннелли.

«Когда BlackBerry компании Research In Motion еще царствовал на корпоративном рынке смартфонов, многие успели привыкнуть, что их устройства надежно защищены и дистанционно отслеживаются VAR`ом через BlackBerry Enterprise Server. Теперь с распространением Android и iOS, они ищут что-то подобное, чтобы заполнить пустоту».

«MDM в модели услуг по управлению ИТ вовсе не является чем-то совсем новым на рынке; это то, к чему привыкли многие крупные заказчики RIM, когда сторонние компании осуществляли сопровождение этих решений», — говорит Доннелли. — Растущее распространение модели услуг управления ИТ для MDM может лишь радовать партнеров MobileIron, поскольку позволяет предложить общие услуги консалтинга для клиентов в связи с BYOD, а кроме того, рассчитывать на постоянный поток доходов. Это еще одна составная часть дохода, дающая постоянный поток платежей на основе подписки».

Джей Гордон, вице-президент по продажам компании Enterprise Mobile, поставщика мобильных решений и первого партнера MobileIron, говорит, что предложение MDM-решений по модели SaaS удобно и его компании, и клиентам.

«Модель SaaS, безусловно, привлекательна для большинства заказчиков. Они могут оплачивать годовой тариф из расчета за каждого пользователя и включать-выключать, когда им нужно, — сказал Гордон. — А для нас, очевидно, это постоянное администрирование приносит новый доход, а кроме того, дает нашему персоналу поддержки больший доступ к устройствам и возможность управления ими».

Используя модель SaaS, Enterprise Mobile может дистанционно контролировать мобильные устройства, отправлять на них обновления и даже стереть с них всю информацию, когда необходимо, что делает такую поддержку более ценной для заказчика. Enterprise Mobile решила включить MDM в свой общий портфель услуг для мобильных устройств, когда смартфоны и планшеты с Android и iOS начали проникать в организации. MDM, говорит он, существенный компонент в условиях BYOD, когда организации часто не имеют собственного персонала, способного управлять столь широким спектром операционных систем и устройств.

«Что касается MDM, тут нет иной альтернативы, кроме специализированных решений. Вы не будете выстраивать это сами, не можете нанять персонал, который этим займется, — вы должны купить готовый инструмент, — говорит Гордон. — Для нас это создает новые возможности».

Помимо собственно MDM поставщики решений часто сталкиваются с необходимостью также управлять данными на мобильных устройствах. Да, решения MDM обеспечивают безопасность на уровне устройств и во многих случаях могут защитить мобильные приложения и управлять ими, но часто в них отсутствуют функции управления данными, чтобы гарантировать защищенный обмен файлами в такой «расширенной» корпоративной сети.

Заметив это упущение, компания Soonr предложила Soonr Workplace, облачное решение по обмену файлами для мобильных устройств. Оно адресовано корпоративным пользователям, а поставщики решений могут вооружить своих заказчиков всеобъемлющим решением для BYOD.

«Soonr Workplace нацелена именно на бизнес-пользователей. В нашем сегменте есть предложения потребительского уровня, такие как Dropbox, к которым обычно подключаются индивидуалы, — говорит главный управляющий Soonr Мартин Фрид-Нильсен. — Мы продаем наше решение организациям, которые хотят достичь большей продуктивности, но контролируемым путем».

Soonr гарантирует такой уровень контроля, имея собственные ЦОДы, которые соответствуют требованиям HIPAA (закон об информации о страховании здоровья в США) и применяя методы высоконадежного шифрования. Как и в случае MDM, поставщики решений имеют возможность предложить услуги обмена файлами, подобные Soonr Workplace, в виде SaaS, получив еще один постоянный поток доходов. Патрик Кранстон, президент компании Cranston IT, поставщика решений и партнера Soonr, говорит, что получает «прибавку» в виде ежемесячной платы за услуги в дополнение к прибыли, какую приносит обучение заказчиков работе с пользовательским интерфейсом Soonr на их мобильных устройствах.

«Мы имеем постоянный поток дохода с плана Soonr, и потом, как правило, мы зарабатываем также деньги, помогая клиентам установить ПО, настроить их мобильные устройства и прогнать для них ряд типичных сценариев», — сообщил Кранстон.

Он указал также на разницу между MDM и управлением мобильным контентом, т. е. мобильным обменом файлами (к таким решениям как раз и относится Soonr Workplace), пояснив, что заказчикам нужны оба эти решения, чтобы внедрить полноценную управляемую и защищенную мобильную среду, именно поэтому он сотрудничает с Soonr.

«У вас есть MDM, но ведь нужно еще управление мобильным контентом — или сокращенно MCM, — а на рынке не так-то много действительно хороших инструментов для этого», — говорит Кранстон. Кранстон ожидает, что уже в 2012 г. на долю MCM и связанных с этим услуг будет приходиться почти 20% дохода Cranston IT, а через несколько лет эта доля увеличится до 50%.

Помимо MDM и управления политиками необходимо обеспечить заказчиков хорошей беспроводной сетью для поддержки мобильного персонала, говорят VAR`ы. Старые БЛВС могут не справиться с обилием новых мобильных устройств и потеряют производительность, и даже новым сетям могут потребоваться дополнительные узлы доступа.

«Если взглянуть на количество устройств, которыми нагружены сегодня сети, то в среднем каждый пользователь имеет примерно по три», — говорит Крис Найт, директор бизнеса унифицированных коммуникаций и мобильных устройств компании Technology Integration Group, поставщика решений и системного интегратора.

«Чтобы принять BYOD, каналы доступа нужно расширить практически вчетверо, и плюс к тому еще нужно гарантировать, что все это абсолютно защищено», — сказал он.

Найт пояснил, что многие из мобильных устройств, которые сотрудники приносят в организации, предлагают богатый пользовательский интерфейс и целый ряд функций унифицированных коммуникаций и поэтому «съедают» значительную часть пропускной способности сети. Из-за этого инфраструктуре БЛВС, которая работала многие годы, может потребоваться полная перестройка. Чтобы выяснить, так ли это, говорит Найт, он должен предварительно обсудить эти вопросы с клиентами и провести полный анализ архитектуры, чтобы оценить, готовы ли их сети к BYOD.

Поставщикам решений также нужно вооружить своих заказчиков доступом к существенным и даже специализированным бизнес-приложениям на мобильных устройствах.

Эта способность работать с важнейшими бизнес-приложениями «на ходу» — один из главных двигателей тенденции консьюмеризации и важный приоритет для организаций.

Найт из Technology Integration Group пояснил, что у заказчиков обычно есть три способа вывести заказные бизнес-приложения на смартфоны или планшеты. Первый — виртуализация десктопов, второй — разработать и внедрить такие приложения собственными силами и третий — привлечь стороннего разработчика.

Первый путь традиционно был наиболее популярным, говорит Найт. Но по мере того, как молодое поколение, которое в целом меньше полагается на Microsoft Office и Windows, продолжает пополнять штат организации, ситуация начнет меняться — все шире будут применяться заказные приложения.

«Следующим большим скачком, я думаю, станет кастомизация прикладной ИТ-среды для конечных пользователей на их мобильных устройствах», — говорит Найт.

Предлагающие такие услуги (заказные и особенно специализированные приложения для конкретных направлений бизнеса/подразделений) VAR`ы смогут не только получить больше дохода, но и позиционировать себя как поставщиков полных мобильных решений для своих заказчиков.

Дэвид Тёрлингтон, директор по продажам компании Cii Technology Solutions, поставщика услуг управления ИТ, говорит, что его компания наблюдает рост интереса к приложениям для мобильных устройств по мере того, как ширится тенденция BYOD.

Особенно возросло количество заказов на управление документооборотом и специализированные приложения, говорит Тёрлингтон. И даже если клиенты не просят о создании совершенно новых приложений, им все равно требуется помощь, чтобы вывести на мобильные устройства уже существующие.

«Есть большой спрос на приложения, которые могут помочь выполнять их работу на смартфоне или планшете, и, я думаю, руководители организаций понимают, что потраченные на это деньги вернутся в виде возросшей эффективности», — сказал он.

Рик Джордан, директор по продажам мобильных устройств и стратегическим альянсам компании Tenet Computer Group, поставщика решений, говорит, что наблюдает такой же рост создания заказных приложений, причем настолько значительный, что Tenet выделила прикладную разработку в отдельный сегмент своего бизнеса. «Да, у нас специальная команда, занятая разработкой, — говорит Джордан. — И если клиент что-то заказывает, то мы можем это сделать».

Для Джордана разработка мобильных приложений на заказ это способ предложить полное решение своим клиентам; одного лишь оборудования тут недостаточно, подчеркивает он.

«Если оглянуться на пять или десять лет назад, то тогда были реселлеры, которые занимались только оборудованием. Но теперь, продавая одно лишь "железо", вы уподобляетесь Серой шейке в полынье, — говорит Джордан. — Сейчас нужно браться за кастомизацию, разработку ПО, становиться ISV (независимым поставщиком ПО) — в общем, по-настоящему заботиться о заказчиках».

© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com.  Reprinted with permission.

Источник: Кристин Бент, CRN/США