8 августа 2013 г.

Оживления спроса на инженерные специальности в начале 2013 года не последовало. По словам экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», причина снижения  востребованности квалифицированного технического персонала, ставшего одним из наиболее заметных трендов российского  кадрового рынка Telecom в 2012 году, кроется в переходе отрасли к новому  этапу развития.
    
Строили, строили и, наконец, построили
    
Как замечает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» (направление IT/Telecom), причиной сворачивания рынка стала политика операторов мобильной связи. В прошлом году только один из игроков большой тройки практически в одночасье сократил шесть тысяч единиц инженерно-технического персонала. В этом году ряды высвободившихся специалистов могут значительно пополниться: в частности, если приобретённая  ВТБ компания Tele2 всё-таки перейдёт под контроль одного из операторов, то процесс поглощения, как показывает практика, будет сопровождаться сокращениями.  

Надо заметить, что большинство увольнений не имеет под собой экономического обоснования (в отличие от ситуации в Tele2). Работодатели не ожидают  новой волны кризиса – просто начали  новый этап развития.     

Действительно, последние годы сотовые операторы находились в условиях  постоянной гонки: завоёвывались очередные территории, росло число вышек, множились сети. Рост подкреплялся стабильным потребительским спросом и требовал, соответственно, новых и новых рабочих рук и, конечно, умов. «Умов» квалифицированных, опытных, креативных. Способных неустанно изобретать и оптимизировать изобретённое ранее. Казалось, что этап бурного развития отрасли, вопреки всем законам экономики, не закончится никогда. Даже мировая финансовая нестабильность 2009 года не оставила на теле рынка телекоммуникаций кризисных рубцов. Но незаметно фаза подъёма естественным путём сошла на «нет»: мачты и башни наконец установили; сети добрались до самых отдалённых уголков страны; оборудование настроили и отладили.

«Времена больших строек заканчиваются, последним крупным витком я бы назвал переход на 3G, – соглашается Анатолий Гавлик, инженер отдела эксплуатации сотовых сетей ЗАО “БайкалВестКом”, дочерней компании ОАО “Ростелеком”. – Те же проекты развёртывания 4G (LTE) по масштабу работ уже не станут глобальными, тем более что развивать его будут только в крупных городах (периферия так и останется на 3G). Дело в том, что в своё время операторы массово перешли на оптические линии связи, обеспечив себе большой запас на перспективу. Поэтому, даже когда изобретут 5G или 6G, заменять  надо будет только оборудование базовой станции, а не транспортной сети (сети передачи трафика от базовой станции к центральному узлу)».
    
Причин больше – инженеров меньше

По словам Веры Анисцыной, обслуживание и поддержка имеющихся технических активов требуют гораздо меньших человеческих ресурсов, нежели разработка производственной базы «с нуля», а, следовательно, потребность в инженерах резко сократилась.

«Часть технического персонала, несомненно, останется, однако не всегда на лучших условиях, – продолжает она. – Отсутствие задач, связанных с внедрением новых разработок, установкой и отладкой оборудования, приведёт к сокращению штата специалистов среднего звена. Работодателю не имеет смысла держать высококвалифицированный персонал для ежедневного решения узких однотипных задач по эксплуатации. Соответственно, затраты на оплату труда тоже будут оптимизированы». Да и сами инженеры, для которых сложные интересные задачи нередко являются главным стимулом профессионального развития, по словам эксперта, скорее всего, предпочтут поменять место работы по собственной воле.
    
Подтверждает мнение об упрощении функционала и Анатолий Гавлик. По его словам, вся эксплуатация в ближайшее время будет сводиться к замене неисправных блоков и отправке их вендору, ведь оборудование у операторов связи, как правило, унифицируется в рамках линейки одного производителя.

«С этими задачами вполне можно справиться и без высшего образования. Более того, с учётом высокой частоты выпуска вендорами нового “железа” тратить силы и средства на текущее техническое обслуживание становится бессмысленным. Многие операторы считают, что оборудование и так без сбоев проработает 3-5 лет – достаточно стирать пыль с контактов, смазывать вентиляторы и т.п. Потом придёт “новое”, а имеющееся можно со спокойной совестью списывать», – рассказывает эксперт.  

При этом он замечает, что уже сейчас операторам порой приходится заменять оборудование, по которому ещё не закончились амортизационные отчисления. Подобная практика заставляет компании довольствоваться минимумом персонала, а для решения глобальных технических проблем привлекать непосредственно вендоров. «В таких бесперспективных для своего профессионального роста условиях оставшиеся высококлассные специалисты просто не выдержат и покинут телеком», – резюмирует Анатолий Гавлик.

Сокращению  численности штата инженеров сотовой связи в подразделениях, занимающихся монтажом и эксплуатацией телекоммуникационного оборудования, способствует и ещё один значимый фактор.

«Сегодня крупные игроки телекоммуникационного рынка выводят ряд функций на аутсорсинг другим провайдерам на основании договора о комплексном техническом обслуживании, – комментирует Ольга Игошкина, директор по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО “МегаФон”. – Таким образом, мы планируем пересмотреть состав некоторых подразделений, в частности тех, которые занимаются монтажом и эксплуатацией телекоммуникационного оборудования».  

Куда пойдут
    
Высвободившиеся инженеры вынуждены искать новое место для применения своих знаний и опыта. По словам Веры Анисцыной, «сливки» телекома способны закрепиться именно в штате вендоров, несмотря на расхожее мнение, что «там и своих хватает». Тенденция передачи обслуживания оборудования операторами на аутсорсинг в определённой степени повысит востребованность кандидатов в данном секторе.

Безусловно, вендоры не способны «переварить» весь поток специалистов, но им будут интересны те из них, кто занимал руководящие позиции, в частности – экс-директора по эксплуатации, которые досконально знают организацию внутренних процессов в компании-операторе.

Однако для вендоров обязательным требованием к кандидату является хорошее знание английского языка, поскольку работа предполагает постоянное общение с иностранными коллегами. Эксперт «ЮНИТИ» замечает, что эти предложения не обещают кандидатам повышения дохода, и в зависимости от региона будут соответствовать уровню их оплаты труда у оператора – 150-250 тысяч рублей. Однако специалисты крайне заинтересованы в подобном переходе, поскольку им он обещает более высокий статус в профессиональном сообществе, в том числе за счёт опыта работы в международной компании.

Остальные же инженеры, скорее всего, столкнутся с необходимостью менять сферу деятельности. «Логично, что технические специалисты в первую очередь обратят внимание на смежные отрасли, – прогнозирует Вера Анисцына. – Самая близкая сфера – это информационные технологии. ИТ-департаменты в банковском секторе, промышленности, строительстве, энергетике – это именно те подразделения, где объёмы, сложность и уникальность задач в принципе соизмеримы с потенциалом вчерашних телекомовцев По оценкам экспертов, подобный сценарий развития поможет сократить имеющуюся нехватку ИТ-специалистов до 10%».

Простившись с телекомом инженеры, кстати,  имеют возможность выиграть в заработной плате. Так, по информации КЦ «ЮНИТИ», средняя заработная плата московского инженера телекоммуникаций составляет 60-80 тысяч рублей. В то время как ИТ-специалисты зарабатывают в столице от 80 до 100 тысяч рублей.

Наибольшее число заявок на ИТ-персонал поступило, по итогам 2012 года, именно из финансового сектора – более двух третей общего количества. Хотя многие вчерашние инженеры телекома предпочли бы продолжить свою карьеру скорее под крышей промышленных предприятий. Но рекрутинговые аппетиты последних пока весьма скромны. В силу низкого уровня российского промышленного производства в целом.
    
Не спешите нас «хоронить»: тенденция – только тенденция

Несмотря на то, что для некоторых специалистов эра телекома заканчивается, для всей отрасли наступает новый этап развития. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, отрасли уже есть чем гордиться – её вклад в валовый внутренний продукт составляет порядка 2%.

«Россия сегодня – № 1 на рынке Европы с точки зрения количества интернет-пользователей. В то же время мы уже страна № 4 в мире по количеству пользователей сетей четвёртого поколения (4G), и здесь наблюдается достаточно серьёзная динамика роста», – сообщил министр в одном из своих выступлений. Также, по его словам, были приняты важные решения по началу масштабной конверсии радиочастотного спектра, операторы сегодня активно эту тему разрабатывают.  

Прогнозы на далёкую перспективу также вполне позитивны. Так, по данным аналитического агентства iKS-Consulting, к 2016 году российский  рынок телекома вырастет на 18% по сравнению с 2012 годом и составит примерно 1,8 трлн. рублей.

«Наша сфера интенсивно развивается: меняются стандарты сотовой связи, осуществляется выход в новые сегменты бизнеса: например, предоставление услуг фиксированной связи, – подтверждает тенденцию Ольга Игошкина, замечая, что она, в свою очередь, находит отражение и в кадровой политике компании: – В нашей компании успешно действуют как собственные HR-программы обучения, развития и перепрофилирования специалистов, включая стажировки, так и программы, разработанных под наш запрос внешними провайдерами».

Рассказывает о прогрессе в отрасли и пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Агаркова, замечая, что в компании это  способствует и удержанию кадров: «У нас действует система привлечения новаторских инициатив “Фабрика идей”. Среди реализованных в рамках проекта предложений порядка 45% приходится на технические решения. Компания ценит  специалистов, которые обладают инновационным мышлением, генерируют прорывные идеи, умеют выходить за рамки шаблонов, реализуя амбициозные проекты и решая сложные задачи. При этом компания создаёт условия для создания новых продуктов, сервисов и ПО, ориентированных на собственный бизнес».
По словам эксперта, с момента запуска проекта (2008 год) прямой экономический эффект от внедрения инициатив превысил 44 млн. долларов.
    
Итак, этап развертывания сетей подходит к концу. И хотя в нашей стране «больших расстояний» на это потребовалось больше времени, чем на Западе, будем надеяться, что оно компенсируется стремительным переходом к интенсивному периоду развития. Возможно, свою лепту внесут как раз высвободившиеся специалисты, если, конечно, компании сумеют грамотно построить систему профпереориентации. Ведь для  прогресса главное не скорость, а направление.

Источник: Павел Одинец, специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ»