5 ноября 2013 г.
Компании Mail.Ru Group и Nielsen представили результаты исследований рынка мобильного Интернета в России и некоторых глобальных тенденций.По данным исследования Mail.ru Group, о которых рассказал директор по ИТ Александр Горный, за последний год (август 2012 г. — август 2013 г.) прирост числа пользователей мобильного Интернета в нашей стране составил 54%. Уже почти треть (29%) посетителей Рунета выходили в Сеть с мобильных устройств.
Если говорить о портрете типичного пользователя, то с небольшим перевесом (53%) преобладают мужчины (среди пользователей компьютеров соотношение обратное: женщин 53%). Более половины (51%) пользователей – это молодые люди в возрасте 19-30 лет. Наибольшую активность в Сети они проявляют, по данным сервиса Рейтинг Mail.Ru, в вечернее время (с 22:00 до полуночи) и по выходным дням. Но длительность пребывания в Сети пока невелика: для 49% мобильных пользователей - менее 20 мин. в день, и лишь 15% проводят там более 1 часа. Для сравнения: пользователи компьютеров проводят в Интернете значительно больше времени: менее 20 мин. только 40% , зато 25% – более 1 часа.
Рейтинг популярности ОС на используемых в России мобильных устройствах выглядит, по данным этого исследования, следующим образом: Android (49%), iOS – 26%, J2MF – 12%, Symbian – 6%, Windows Phone – 3%. Преобладают устройства с разрешением экрана 760х1024 и 320х480 точек.
Другое исследование*, проведенное компаниями Nielsen и OMI (Online Market Intelligence), позволяет взглянуть на российских пользователей мобильного Интернета под иным углом.
По словам Екатерины Петровой, руководителя телеком-практики Nielsen в Северо-Восточной Европе, 9 из 10 владельцев смартфонов хотя бы раз в неделю пользуются sms, 72% — электронной почтой и 64% — мессенджерами. Примерно 90% владельцев смартфонов выходят в Интернет не реже раза неделю, а в среднем - один раз в день и преимущественно через Wi-Fi (56%), остальные, меньшинство, через сети 2G/3G/4G. Вследствие роста общения в социальных сетях 47% пользователей смартфонов сократили свои разговоры по телефону.
Популярность смартфонов растет, расширяются их функциональные возможности, улучшаются потребительские качества. Тем не менее, далеко не все пользователи в полной мере используют возможности этих устройств, обычно ограничиваясь стандартным набором услуг (sms, e-mail, веб-браузер) и загружая преимущественно бесплатные приложения.
В ближайшие годы ожидается рост среднего числа интернет-сессий – с одной до 3-4 в день – в основном благодаря увеличению числа пользователей, которые будут заходить в Сеть, находясь в дороге (в автобусе, поезде, машине), посещая торговые центры, кафе и рестораны.
Большинство, порядка 70%, владельцев смартфонов пока не собираются менять свое устройство на более продвинутое, сообщает Екатерина Петрова. А те, кто все же намерен купить новый смартфон, черпают информацию об этих аппаратах из четырех основных источников (в порядке убывания важности): отзывы и обзоры в Интернете, веб-сайты производителей, интернет-магазины, советы родственников/друзей/коллег.
Несмотря на то что сейчас уже почти треть всех посетителей (по данным Рейтинга Mail.Ru) Рунета выходят в Интернет с помощью какого-либо мобильного устройства, у большинства владельцев сайтов пока нет их мобильной версии или мобильных приложений. Таковых, как выяснилось по итогам опроса веб-специалистов, проведенного Mail.Ru Group, 67%.
«Большинство считает, что обычная версия предлагает контент на приемлемом уровне, либо что ресурс вовсе не подходит для посещающих его со смартфонов и планшетов. Однако приверженцы разработки мобильных версий уверены, что такие версии могут способствовать существенному увеличению аудитории», - отметил Александр Горный.
Только 19% опрошенных веб-специалистов планируют создание мобильной версии сайта, в то время как у 28% таких планов нет, а 20% затруднились с ответом на этот вопрос.
По данным исследования Mail.Ru Group, в первую очередь адаптации требуют сайты знакомств, форумы, социальные сети, онлайн-сервисы и справочные ресурсы, а также новостные сайты СМИ.
Преобладающая часть (46%) опрошенных веб-специалистов считают, что владельцы смартфонов, попадая на неадаптированный сайт, будут меньше им пользоваться; 31% считают, что продолжат пользоваться, как обычно; и только 23% полагают, что посетители сразу покинут такой сайт.
Очевидно, что в ближайшие годы проникновение мобильного Интернета будет нарастать. Оценивая глобальные тенденции в этой области, Мэтью Хестер, директор по потребительским исследованиям телеком-группы Nielsen в Европе, отмечает, что смартфоны значительно повлияли на структуру потребления мобильных услуг во всем мире. Так, в Великобритании в среднем мобильным телефоном сейчас пользуются 83,5 мин. в день, из которых всего 7 мин. отводится традиционной голосовой связи. Лидирует же использование социальных сетей - 24,3 мин. (30%) в день, а приложения постепенно вытесняют традиционный серфинг – соответственно 73 и 11% времени использования**.
По этого данным исследования, большинство используемых приложений – развлекательные. Среднестатистический владелец смартфона использует 18 приложений как минимум раз в неделю и ежемесячно пробует еще четыре.
Мобильные устройства становятся все более функциональными. В частности, они становятся неотъемлемым элементом шопинга, и в дальнейшем их влияние на поведение покупателей будет только расти. Так, по данным Nielsen, в Германии 24% пользователей смартфонов сканируют в магазине штрих-коды. В Великобритании 18% пользователей смартфонов, находясь в магазине, сравнивают цены онлайн.
Потенциал роста потребления смартфонов далеко не исчерпан: если в развитых странах доля смартфонов составляет более 50% общего количества мобильных телефонов, то в развивающихся странах Азии проникновение смартфонов еще очень низкое - 15-20%. Соответственно, будет повышаться спрос на трафик мобильных данных как на развитых, так и на развивающихся рынках.
* Исследование проводилось в сентябре 2013 г.; база: 500 респондентов, купивших смартфон в течение последнего года.
** По данным опроса пользователей смартфонов с Android в сентябре 2013 г.
Источник: Александр Плитман, CRN/RE