25 ноября 2013 г.

Увеличить
Алена Владимирская
Увеличить
Сергей Плуготаренко
Сектор ИКТ становится, по мнению ряда экспертов, не только локомотивом инновационного развития государства, но и преобразует другие, более традиционные секторы экономики.

Как следствие этого, кардинально меняются требования к профессиям. Уже сегодня сложно найти такую отрасль, где ИТ не меняли  бы привычные процессы. Одной из областей, требующих кардинальной перестройки, является высшее образование. Аналитики уже несколько лет прогнозируют бурное развитие таких направлений как 3D-печать, биоинформатика и биомедицина, дополненная виртуальная реальность и «интернет-вещизм», наноматериалы и когнитивные системы. Причем речь идет не об отдаленном будущем, а о перспективе в несколько лет.

Новые технологии создают новые профессии, которые появляются на стыке существующих дисциплин. Однако ничему подобному пока в наших институтах не учат.

По словам директора Pruffi Алены Владимирской вузы сегодня «плодят безработицу прошлого», готовят специалистов, которые уже в самом ближайшем будущем могут оказаться невостребованными. При этом негде научится тому, что действительно требуется. Биоинформатика, например, подразумевает, что будущий специалист должен быть профессионалом не только в области ИТ, но и в биологии. Развитие таких направлений как ИТ в медицине требует специалистов высокой квалификации не только по части  ИТ, но и в медицине. Пока же все отраслевые направления в ИТ сами «айтишники» изучают факультативно. Но уже в ближайшие несколько лет этого будет недостаточно. Для создания медицинских ИТ-систем потребуются более углубленные знания, чем те, которые можно получить на кратких курсах. Точно такая же ситуация ожидается  и в других отраслях.

Однако факультетов, которые соединяли бы в себе сегодняшние междисциплинарные (и даже межвузовские) предметы, в России практически нет. По мнению ряда экспертов, российские вузы пока даже не думают о пересмотре  сложившихся образовательных практик. Директор Digital October, PhD Дмитрий Репин уверяет, что «вузы типа Стэнфорда уже хорошо позиционированы, они следуют за требованиями научных исследований и сами предлагают специалистов тем или иным отраслям».

В России ситуация противоположная: технологии приходят в компании раньше, чем о них узнают вузы. Сегодня компании сами учат необходимых им специалистов. Многие крупнейшие ИТ-холдинги не только открывают в вузах собственные кафедры и факультеты, но и задумываются о собственных институтах (см. например интервью Тагира Яппарова https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=78921).

Еще одним существенным недостатком современной системы образования некоторые эксперты считают тот факт, что в вузах не готовят предпринимателей. Сегодня, когда тема стартапов широко пропагандируется и имеются впечатляющие примеры компаний, ставших мировыми брендами, это направление очень привлекает  студентов. Конечно, вузы предназначены в первую очередь для того, чтобы давать образование и специальность. Однако предпринимателей тоже надо учить. По словам Дмитрия Репина сейчас большое значение имеет среда – «физтеховская “общага” помогает студентам в 100 раз больше, чем физтеховские образовательные программы». Как остроумно заметил один из экспертов: раньше студенты занимались КВН, теперь это место заняла страсть к стартапам.

Российская венчурная компания (РВК), Российская ассоциация электронных коммуникаций и компания Pruffi при поддержке HeadHunter и РИА Новости анонсировали исследовательский проект «Кадры в IT и инновациях». Организаторы надеются, что исследования станут ежегодными и принесут пользу не только аналитикам и экспертам, но и помогут реорганизовать высшее образование в России таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям.

Первым плодом совместной работы стало исследование «Профессии и профессионалы будущего», в ходе которого опрошены студенты технических вузов, а также эксперты в сфере новых ИТ - инвесторы, топ-менеджеры компаний и аналитики.

В исследовании приняли участие 500 студентов ВШЭ, МФТИ, МИФИ, МГУ, СПБГУ, БГТУ, «Станкина» и других вузов. Чуть более половины опрошенных (52%) представляют факультеты и специальности, связанные с математикой, физикой, инженерным делом и информатикой. 34% студентов выбрали своей основной профессией менеджмент, экономику и гуманитарные специальности. В опросе приняли участие около  20 топ-менеджеров крупных технологических фирм, которые сами обучают и готовят  специалистов, а также компаний-инвесторов и аналитиков.

Большинство опрошенных экспертов сошлись во мнении, что среди многообразия появляющихся направлений для студентов и работодателей в ближайшие 5-7 лет наиболее привлекательными станут:  компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, робототехника и ПО для роботов, 3D-проектирование и печать, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, ИТ в образовании, «умные города», биоинформатика и ИТ в медицине, информатика в статистике (data science, Интернет вещей.

Проведенный опрос показал, что студенты достаточно хорошо знакомы с новыми направлениями, обозначенными экспертами. Уровень известности (доля ответов «что-то слышал») по разным направлениям варьируется от 52-53% для «Интернета вещей» и «умного города», до 81% для 3D-проектирования и печати. Самым популярным оказалось направление компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта: 33% респондентов «возможно, хотели бы» работать в данной сфере. Также достаточно высокий уровень заинтересованности (по 28%) вызвали робототехника, 3D-печать и решения в области дополненной/виртуальной реальности. Остальные направления интересны несколько меньше, но даже для «аутсайдеров» - журналистики данных и «Интернета вещей» - доля заинтересованных достигает 17% всех респондентов.

По мнению экспертов, стремление найти работу по специальности уже во время обучения связано с недостатками  в системе знаний и навыков, получаемых в вузе и недостаточной  практикой: так считают 66% респондентов. 50% ответили, что среди их соучеников есть те, с кем хотелось бы начать  бизнес. В то же время отмечают в себе готовность создать собственный бизнес в одной сфере с получаемой профессией 15% опрошенных, и только 6% прямо ответили, что планируют не искать работу по найму, а намерены начать свое дело.

Основная задача исследования состояла в том, чтобы нащупать «узкие места» между требованиями работодателей и  потребностями и склонностями студентов.

Кадровая проблема является одной из самых животрепещущих уже больше десяти лет. Причем год от года она только обостряется. Организаторы данного проекта обнажили еще одну ее грань. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко подчеркнул, что данная проблема была интуитивно понятна. Однако теперь появились реальные цифры, которые наглядно демонстрируют все узкие места и показывают возможные «хабы» - варианты новых специальностей, которые надо создавать на основе тех, что существуют сегодня.

Подобные ежегодные исследования, по мнению организаторов проекта, способны изменить сложившуюся ситуацию. Эксперты намерены «идти в вузы», показывать им результаты исследований, а также оказывать помощь в налаживании отношений между бизнесом и системой образования.

Источник: Наталья Басина, CRN/RE (фото Ольги Лысенко)