14 марта 2014 г.
Соискатели часто возмущаются тем, что рекрутеры или сотрудники кадровых служб задают им на собеседовании «странные» или неприятные вопросы. Но, как выяснил Исследовательский центр портала Superjob, достаточно часто и сами эйчары слышат от соискателей неожиданные вещи, которые могут надолго выбить из колеи даже самого стрессоустойчивого человека.В ходе опроса 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб лишь каждый десятый респондент смог похвастаться тем, что странных вопросов ему никогда не задавали. Правда, замечали опрошенные представители работодателей, «каждый человек индивидуален» и у опытных кадровиков «уже стерта та грань, где заканчиваются «нормальные» вопросы и начинаются странные». Некоторые честно признавались: «Самые странные вопросы на собеседовании задаю я».
Впрочем, на собеседовании обычно не слишком комфортно чувствуют себя обе стороны. Дает о себе знать напряженность, взаимное недоверие, разница в привычках и воспитании. Как соискатели порой возмущаются вполне резонными вопросами эйчаров, так и менеджеры по кадрам тоже иногда перегибают палку и в разряд «странных» зачисляют в общем-то логичные вопросы соискателей о зарплате, о внутреннем распорядке, о бытовых условиях для сотрудников (например, о наличии столовой) и т.д. В большинстве случаев все же дело не в содержании, а в форме таких выяснений.
7% HR-менеджеров случалось выслушивать от соискателей бестактные вопросы личного характера («А вы сами так ногти накрасили?»; «А за кого вы голосовали на выборах?» и т.п.).
Еще 7% кадровиков удивились вопросам соискателей о зарплате, так как спрашивали их буквально следующее: «А вы заработную плату деньгами выдаете?»; «А вы заплатите? А то на прошлом месте работы меня обманули»; «А можно ли получить зарплату сразу за 3 месяца?».
5% эйчаров показалось странным, когда у них допытывались, есть ли в офисе холодильник, можно ли приносить еду с собой и даже «дают ли на обед жидкое» и компот. Хотя такой интерес в общем-то скорее понятен.
Приглашения на свидание и вопросы о семейном положении выслушивали от соискателей 4% опрошенных. «А если я у вас буду работать, вы станете со мной встречаться?»; «Можно с вами сходить в кино?» По-видимому, таким незамысловатым и прямолинейным способом кандидаты пытались заручиться поддержкой, при этом, однако, добиваясь прямо противоположного результата.
3% кадровиков столкнулись с тем, что кандидат даже не понимает, куда он пришел. «А вы вообще кто?»; «Мне все понятно насчет работы, а что делать-то надо?».
По 2% респондентов рассказали, что слышали от соискателей странные вопросы об отношении рекрутера к собственной компании, о графике, объемах и сложности работы, о руководстве, о рабочем месте и оборудовании, о том, можно ли на службе употреблять спиртное и т.д. Например, кандидаты иронично спрашивали: «Если такая хорошая вакансия, почему вы сами на ней не работаете?»; «Ну расскажите, какая у вас миссия?». Некоторые удивлялись: «Когда же я буду отдыхать при графике 1/3, у меня же всего три дня выходных будет?»; «А тут сильно напрягают?». Наконец, один из вопросов-чемпионов: «А что, нужно еще и работать?»
Кто-то из соискателей (видимо, с учетом прошлого печального опыта) на собеседовании беспокоился, не кидается ли стульями его новый руководитель, может ли начальник дать ему денег в долг или простодушно заявлял: «А у вас руководитель нормальный? А то одни дураки попадаются…» Волновало кандидатов, есть ли в рабочем кабинете окно, почему в офисе оранжевые стены, можно ли там курить или пить текилу.
34% респондентов-кадровиков добавили в общую копилку «странных» вопросов нечто особенное. Некоторые экземпляры из этой коллекции: «Совмещен ли туалет для мужчин и для женщин?»; «А если кофе плохой сварю, бить не будете?»; «У вас откаты есть?»; «Из чего сделаны приборы в местной столовой – из алюминия или из стали?»; «Можно ли проживать у вас в подвале?»; «Почему на должность секретаря вам не подходит мужчина 75 лет?»; «У вас всегда сотрудники ходят и улыбаются?»; «В первый рабочий день мне в своих брюках приходить?»; «Приветствуются ли в вашей компании служебные романы?» и даже «Как долго я у вас должен работать, чтобы стать генеральным директором?».
Впрочем, 16% опрошенных кадровиков с ответом затруднились. «Давно работаю, всех разве упомнишь», — философски замечали они. «Самое странное — это отсутствие вопросов», — говорили опытные кадровики, для которых молчание на собеседовании все же страшнее самых невероятных вопросов.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 114
Время проведения: 17 декабря 2013 года – 2 февраля 2014 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Источник: Пресс-служба Superjob.ru