8 апреля 2014 г.
Разнообразные пилотные проекты в рамках концепции Интернета вещей (IoT) создают пеструю мозаику, часто мешающую разглядеть те деловые возможности, которые доступны на этом рынке, указывает Gartner. Аналитики очертили четыре основные модели использования IoT в ходе конференции Gartner Symposium/ITxpo, которая прошла с 1 по 3 апреля в Дубае.«Интернет вещей связывает между собой миллионы объектов - устройств, людей, машин и т. п., - передавая и предоставляя информацию, увеличивая деловую ценность и конкурентное преимущество и создает новые возможности бизнеса, - говорит Хун Лэ Хон, вице-президент Gartner. - На этой ранней, нарождающейся стадии разработки предприимчивые первопроходцы экспериментируют в самых разных секторах, с разными возможностями применения, бизнес-моделями и технологиями в стремлении извлечь деловую ценность. Это создает путаницу и мешает другим видеть потенциал в своих собственных отраслях, секторах бизнеса и географических регионах».
Некоторые организации, быть может, слишком поспешно отвергают значение IoT в их бизнесе просто потому, что конкретные примеры внедрения других организаций не соответствуют их собственной среде, говорит Лэ Хон.
«К примеру, компания вторичной переработки или занимающаяся обслуживанием торговых автоматов вряд ли увидит возможности применения Интернета вещей, просто глядя на то, как больницы подключают приборы контроля над состоянием больных к IoT. Однако при более вдумчивом подходе такие компании обнаружат, что в основе этого лежит стремление снизить затраты на обход пациентов медсестрами, - пояснил Лэ Хон. - Любая организация, использующая удаленные устройства, имеет возможность последовать той же модели. Организации, обслуживающие удаленное оборудование, которое требует усилий человека для пополнения или выгрузки - например, мусорные контейнеры или торговые автоматы, - могут выиграть от того же подхода, который используют больницы и снизить затраты на обход оборудования».
Несмотря на разнообразие, Gartner полагает, что все примеры легко вписываются в четыре основные модели использования, каждая из которых предоставляет ясные бизнес-возможности для организации-пользователя.
1. Оперативное управление: наблюдать за состоянием объекта, чтобы повысить эффективность его использования.
Эта модель реализована в оптимизации использования ресурсов в данной среде. Поскольку различные ресурсы (это могут быть устройства или части оборудования, либо целые объекты, такие как конференц-зал или площадка для парковки) подключены к Сети и способны передавать текущую информацию об их состоянии, то можно оптимизировать их использование с помощью специальных систем, увязывающих эти ресурсы с потребностями. Такие ресурсы могут быть простыми и сообщать ограниченный объем данных (к примеру, статус: занято или свободно), или же очень сложными (например, самолетный двигатель) и включать многочисленные датчики, передающие потоки данных в реальном времени, которые могут исчисляться терабайтами в час - но то и другое вписывается в модель эффективности.
2. Монетизация: начисление платы по мере использования ресурса.
Это особая бизнес-модель, которая ориентирована на монетизацию физического ресурса на основе точного учета его использования. Она позволяет предложить (потенциально очень дорогостоящие) капитальные активы как обслуживание с оплатой по мере использования. Это открывает деловую возможность заменить капитальные вложения текущими расходами, точнее планировать жизненный цикл ресурса и обеспечить более действенное профилактическое техобслуживание. Примерами являются мониторинг наработки двигателя, фактической нагрузки, расхода топлива и т. п. для единицы оборудования, чтобы взимать плату за использование исходя из фактического износа и потребления. Учитывая эту информацию в контексте данных местоположения, скорости и периодов времени, организации могут точно оценить дополнительные начисления, отражающие риск. Это применимо в модели страхования на основе фактического пробега автомобиля - яркий пример реализации модели в случае, когда сам физический объект не находится в собственности организации.
3. Эксплуатация оборудования: управление окружающей средой объекта.
Эта модель вторгается в давно устоявшуюся область «эксплуатационной технологии», т. е. используемой для управления оборудованием и процессами производственных предприятий. Эксплуатационная технология всё больше отходит от прежней проприетарной и изолированной структуры, переходя к использованию более типовых технологий, ПО и архитектур, и при этом в ряде случаев оказывается в сфере компетенции ИТ-директоров и ИТ-подразделений. Простой пример - управление клапаном, но в более сложных случаях это могут быть данные от тысяч датчиков, дающих информацию о погодных и атмосферных условиях, с одной стороны, и расходе воды, давлении и глубине, с другой, чтобы управлять целой системой водоснабжения или оросительной системой. Это позволит обойтись без отправки людей для контроля удаленных устройств и не допустить опасных внешних условий на месте их установки.
4. Расширение возможностей: предоставление дополнительной информации или услуг через объект.
Физическая цепочка поставок заканчивается в момент доставки оборудования заказчику. Однако если объект подключен к Сети, то продолжает существовать цифровая цепочка поставок, в которой цифровые продукты и услуги могут доставляться к этому объекту. Фактически, это расширение физического объекта посредством цифровых услуг. Простыми примерами являются автоматическая (возможно, на основе подписки) загрузка микроПО в ПЗУ, чтобы предоставить новые возможности или устранить найденные дефекты. Владелец подключенного к Сети автомобиля может загрузить апгрейд или расширение режимов вождения. Более сложный пример - это предоставление рекомендательной информации (о надвигающемся отказе узла, чрезмерном износе или перегреве), чтобы избежать отказа (и риска) и предпринять превентивные действия. Примером цифрового продукта может быть медиа-контент, который пересылается на подключенный объект, - например, потоковая трансляция фильмов для пассажиров поезда.
«Сегодня в центре внимания - сам Интернет вещей, но истинное преимущество Интернета в сведении воедино устройств, машин, людей, физических объектов и информационных систем, - подчеркнул Лэ Хон. - Такая расширенная и всеобъемлющая концепция получила в Gartner название "Интернет всего" (IoE)».
Источник: Пресс-служба компании Gartner