30 сентября 2014 г.
Hewlett-Packard вскоре анонсирует Slate 17 — настольную систему в корпусе-моноблоке под управлением Android. Это не первый компьютер в традиционном форм-факторе, выпущенный в этом году. С конца лета доступны HP Slatebook x2 и Asus TransformerPad Infinity TF701T — android-трансформеры с отсоединяемыми клавиатурными док-станциями, которые могут быть использованы как в режиме планшета, так и ноутбука.
Конечно, можно рассматривать данные модели лишь как экзотические планшеты, всего лишь получившие новые забавные опции, но это не совсем так. В данном случае количественные изменения переходят в качественные и пользователи получают устройства иного уровня для профилей использования, характерных скорее для компьютеров, чем для гаджетов.
Именно с момента анонса Slate 17 — «андроидтопа», который дополняет немногочисленное семейство «андроидбуков», и делает завершеным спектр предложений андроид-систем в традиционных форм-факторов, — начинается новая эра. Теперь традиционное противостояние Windows/Mac OS, недавно переросшее в «треугольник» Windows/Mac OS/Chrome OS, превратится в «квадрат», четвертым углом которого будет Android для «больших машин». Насколько удастся ли платформе Android расширить свое присутствие на компьютеры традиционных форм-факторов — в этом и состоит интрига будущего года.
Десктоп, он же планшет
Система Slate 17 построена на двухъядерном Intel Celeron N2807/1,58 ГГц, снабжена двумя гигабайтами «оперативки», использует встроенную графику IntelHD, имеет сенсорный экран с диагональю 17 дюймов и разрешением FullHD (1920×1080). Компьютер имеет традиционный набор интерфейсов (Wi-Fi a/b/g/n, Bluetooth 4.0, три порта USB 2.0, HDMI и кард-ридер) и встроенной периферии (web-камера и аудиоколонки). Разумеется, к компьютеру можно подключить мышь, клавиатуру, принтер, сканер и другую периферию. Моноблок, вес которого составляет 2,46 кг, можно использовать как мега-планшет, автономное время работы которого по заявлению компании составляет до 5 часов, что для устройства с такой диагональю экрана является прекрасным показателем. Работает девайс под управлением Android 4.4.2 KitKat. Рекомендованная розничная цена будет чуть менее полутысячи долларов.
Как видно, компьютер обладает конфигурацией, достаточной для решения целого ряда задач, например, для подготовки большинства документов, браузинга, IP- и видеотелефонии,
Найдет новинка своих клиентов и в бизнес-сегменте, если корпоративный сектор с крупными заказчиками по понятным причинам достаточно инертен и только присматривается к использованию android-компьютерах в своих информационных системах, то сегмент SOHO вполне может применять такие ПК в качестве офисных компьютеров хоть завтра — стоят они недорого, возможностей для работы с документами более чем достаточно, а вирусы и другие зловредные программы для этой платформы распространены еще крайне слабо. Найдет свою нишу такое устройство в дизайн-бюро, архитектурных студиях и других креативных структурах — для интерактивной демонстрации эскизов и готовых проектов недорогой девайс с тач-управлением и огромным FullHD-экраном подходит как нельзя лучше. Перечень ситуаций, для которых будет хороша новинка НР, можно продолжать еще долго — он весьма обширен.
Предыстория
Попытки вывести Android в сегмент компьютеров традиционных форм-факторов были и раньше. Чтобы понять, почему появление «больших систем» на платформе Android сейчас способно изменить мир, а несколько лет назад ничего подобного не произошло, надо обратиться к техническим деталям тех моделей.
Toshiba еще в 2010 году продвигала «смартбук» АС-1000 — девайс в корпусе форм-фактора традиционного ноутбука, но работающий под управлением Android 2.1. Устройство было весьма интересным для своего времени, например, при экране с диагональю 10.1 дюйма вес АС-1000 составлял всего 855 грамм! Цена была тоже вполне доступной — на российском рынке новинку предлагали за 14000 рублей. Другой пример — нетбук 2011 года Acer Aspire One Happy2 N578, который использовал Android 2.3 в качестве второй операционной системы (первой была, разумеется, Windows 7 Starter Edition). Обладающая традиционными «нетбучьими» характеристиками и предлагаемая по цене 10 тыс. рублей система была интересна большим временем автономной работы (до 8 часов), которое при использовании Android становилось еще больше.
Системы не получили сколько-нибудь заметного распространение. На вопрос «почему?» ответим встречным вопросом: а вы возможности второго Android помните, удобство его интерфейса, совершенство приложений для него? С тех пор и сама операционная система, и приложения для нее прошли огромный путь развития, их возможности и удобство вышли на принципиально иной уровень! Кроме того, напомним, что системы эти не имели сенсорных экранов, что делало использование Android-приложений не всегда легким. Сейчас же сенсорные экраны стали доступными.
В октябре прошлого года под маркой Philips был выпущен смарт-монитор, способный работать и без подключения к ПК под управлением Android 4.2, а в марте этого года рынку были предложены рынку «смарт-моноблоки» S231C4AFD и S221C4AFD, а по сути, компьютеры-моноблоки на платформе Android с возможностью использования в качестве обычного монитора. Системы были снабжены мультитач-экранами, но... опять-таки они рынок не взорвали. Почему? Потому, что при всем уважении к MMD Monitors & Displays, которой сейчас принадлежит бренд Philips на рынке мониторов, компания не имеет должного веса на рынке компьютеров, чтобы взорвать этот сегмент кардинально новыми решениями. А вот Hewlett-Packard имеет соответствующий опыт, ресурсы и репутации, поэтому отсчет новой эры начинаем не с появления S231C4AFD, а с выхода «андроидтопа» Slate 17.
Почему именно сейчас?
Даже полтора года назад ноутбуки и моноблоки на Android рынок воспринял бы как технические «курьезы» и массовыми они бы никак не могли стать. Что, кстати, прекрасно подтверждают примеры девайсов Philips. Но с тех пор много что произошло не только в индустрии, но и в привычках массовых пользователей, а как следствие, на рынке.
Развитие платформы Android вместе с тысячами приложений для нее, популяризация «облачных» сервисов подготовили программную составляющую для появления «андроидбуков» и «андроидтопов», развитие мобильных процессоров и доступность сенсорных экранов с большими диагоналями и поддержкой мультитач — аппаратную, а популярность «хромбуков» — восприятие пользователей, которые стали рассматривать компьютеры на «нетрадиционных» платформах в качестве инструмента для повседневной работы. Вот тут-то со своей продукцией на рынок и выходит гигантская корпорация Hewlett-Packard, которая прекрасно чувствует тренды и славится своим умением выпускать нужную продукцию в нужное время.
Гранды рынка: кто за, а кто против
Вендоры на инициативы Hewlett-Packard и ASUS отреагируют предсказуемо: при появлении данных о рыночном успехе «андроидтопов»-«андроидбуков» начнут выпуск своих решений этого типа — никаких технических ограничений для этого не существует. Производителям компонент совершенно все равно, для компьютеров каких платформ поставлять дисплеи, клавиатуры, модули памяти и прочие элементы, но появление новых систем по понятной причине такие фирмы будут приветствовать.
Появление «андроидтопов» должно порадовать Intel. Если «андроидбуки» использовали платформу Tegra, то «андроидтоп» уже построен на процессоре Intel. Благодаря этим устройствам корпорация — наконец-таки! — проникает со своей продукцией на рынок android-устройств, который потрясающе быстро растет уже который сезон, но на котором присутствие Intel до настоящего момента было до неприличия слабым. Причем проникает в новый и крайне перспективный сегмент. Заметим, что в наступившем осеннем сезоне, который только недавно начался, это уже второй крупный успех Intel в этом направлении — напомним, что на процессоре Atom сделан массовый планшет ASUS MemoPad 7 ().
Microsoft будет весьма удручен появлением «больших систем» на Android. Не успела корпорация оправиться от удара, внезапно нанесенного «хромбуками» по позициям платформы Windows, которые еще недавно казались незыблемыми, так тут еще новая напасть — «андроидбуки», да еще сразу с «андроидтопами». При этом рэдмондскому гиганту на происходящее ответить, в общем-то, нечем. Конкуренцию android-системам могли бы составить стационарные и мобильные компьютеры на Windows RT, которые могли бы занять нишу недорогих решений, да еще с ограниченной совместимостью с новой «большой» Windows. Но по целому ряду причин, лишь некоторые из которых зависели от корпорации, такие компьютеры и в отсутствие конкуренции популярностью не пользовались...
Apple, скорее всего, просто проигнорирует появление «андроидбуков» и «адроидтопов». Корпорация развивает экосистему «макинтошей» своим законам и задает свои тренды, которые иногда опережают, а иногда отстают от происходящего в «смежных» мирах. Во-первых, ноутбуки, а тем более, настольные компьютеры корпорации ориентированы на креативных пользователей, которым нужны высокопроизводительные системы и мощные приложения для творчества, а никак не легкие системы для работы с «облаками» да упрощенными приложениями. Во-вторых, корпорации тоже совершенно нечем отвечать на рассматриваемые нами новинки — точно также, как и ее извечному конкуренту Microsoft — согласитесь, iOS на ноутбуке выглядела бы весьма странно, не говоря уже о настольном компьютере.
Но остается только гадать, как будет реагировать Google на появление ноутбуков и моноблоков на Android.
Google: возможные реакции
«Великий и ужасный» Google может с энтузиазмом поддержать начинания компаний по продвижению Android в мир традиционных систем — ведь это огромный скачок в деле развития платформы. Но вполне может быть и обратная реакция: Google может оказаться вовсе не заинтересован в конкуренции двух своих платформ — Android и Chrome OS — на одном поле, поэтому будет по мере возможности пресекать попытки вендоров создавать «андроидтопы» и «андроидбуки», чтобы те не мешали развитию и расширению рынка chrome-систем.
Возможности для давления на «неугодную продукцию» у Google есть. Дело в том, что если Android каждый вендор может предустанавливать на свои компьютеры совершенно бесплатно, причем даже не спрашивая разрешения Google, то некоторые приложения являются, во-первых, платными (для вендора), во-вторых, права на них принадлежат «великому и ужасному». Одним из таких приложений является Google Play, запрет на предустановку которого создает серьезные проблемы для массового пользователя, купившего «неугодную систему», очевидным образом ограничивая возможности установки приложений Google Market, а также приобретения там фильмов, музыки и книг из центрального магазина экосистемы Google. Свежий пример, на выпущенном прошлым летом смартфоне Explay Neo в стандартной поставке был недоступен Google Market, установка его для обычного пользователя была, разумеется, возможна (притом бесплатно), но оказывалась нетривиальной задачей.
Однако, ничего не мешает вендору или группе компаний создать свой магазин android-приложений! Например, именно так в свое время поступил Acer — в android-конфигурации его «гибридного» нетбука Aspire One Happy 2 в качестве магазина по умолчанию был использован Insyde Market. Альтернативных магазинов приложений существует множество, например, Amazon создал для своих планшетов Kindle свой фирменный магазин — Amazon AppStore, свой магазин есть у «Яндекса» — Yandex.Story — и т. д. Спектр их предложений несколько беднее Google Market, но все необходимое для работы в них есть, причем выбор достаточно широк.
Для пользователя нестандартного устройства доступ к альтернативному магазину во многом будет даже удобней, чем поиск приложений через универсальный Google Market. Очевидно, что для специализированного магазина вендором отобраны только приложения, которые могут быть запущены на данном устройстве с учетом всех имеющихся особенностей аппаратной конфигурации. Поэтому пользователю не придется сталкиваться с ситуацией, когда из всего многообразия «общеандроидных» приложений выбрал, казалось бы, оптимальное, а оно с конфигурацией твоего устройства не совместимо (в случае с «андроидтопами» и «андроидбуками» такое, заметим, будет происходить значительно чаще, чем для обычных планшетов и смартфонов).
Магазины приложений, начало которым положил Apple для систем на платформе iOS, с разным успехом делали и для других платформ. В качестве примера напомним, что в эпоху первого расцвета нетбуков Intel создавал магазин приложений для систем на платформе Atom, но потом проект потерял актуальность по известным причинам. Так что на потенциальные действия Google, направленные против развития «андроидтопов» и «андроидбуков», есть вполне реальные и уже апробированные обходные пути.
Замечу, что когда «андроидтопы» и «андроидбуки» станут достаточно популярны, Google, конечно же, не захочет оставаться в стороне от этого направления развития платформы и поступит по известному принципу из «Законов Мерфи»: «если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить». А вот на начальном этапе всякое может быть. Однако, даже если активное противодействие Google станет реальностью — что крайне сомнительно: гранды рынка ссорятся достаточно редко — Hewlett-Packard в содружестве с крайне заинтересованным в этом направлении Intel и другими компаниями, которые захотят принять участие в разработке нового направления, найдет ресурсы для создания собственного магазина.
Последствия для рынка
Появление четвертой массовой платформы для настольных компьютеров и ноутбуков, без сомнения, усилит конкуренцию на мировом компьютерном рынке, а это благотворно скажется на динамике развития всех направлений, а также приведет к некоторому общему снижению цен. Кроме того, сработают синергетические эффекты — интересные идеи, апробированные на одной платформе, будут подхвачены разработчиками для других.
Лучше всего, конечно, будет от происходящего платформе Android. Появление компьютеров в новых для этой платформы форм-факторов выведет устройства на этой платформе из намечающегося застоя, причем, как мы уже отмечали, в обозримом будущем такой ход будет доступен только Android, но не его конкурентам. Распространение новых форм-факторов послужит мощным катализатором для развития приложений — доступность больших экранов и мощные процессоров потребует создания более функциональных программ для работы, досуга и творчества. Будет и обратный эффект — появление нового мощного софта для «больших систем» послужит локомотивом для приложений для смартфонов и планшетов.
Для российских компаний-разработчиков открытие нового сектора рынка приложений было бы очередным шансом для выхода на глобальный уровень, но только теоретически. В имеющейся ситуации это вряд ли случится — санкции, контр-санкции, перспективы введения новых налогов для стимуляции «отечественного программиста», а также общее состояние экономики и ее перспективы практически не дают надежды на такое развитие событий. В лучшем случае открывающиеся возможности смогут использовать развитые бизнесы разработчиков — всем известные «антивирусники» и «безопасники».
А на российский рынок компьютеров распространение «андроидтопов» и «андроидбуков» повлияет положительно — низкие цены систем на хорошо известной платформе в сочетании с высокой функциональностью сделают такие решения популярными. Причем бюджетность в условиях кризиса будет как нельзя кстати.
Но как именно будет развиваться становление новых систем на мировом и на локальных рынках, как они будут пробивать себе дорогу на рынке, поделенном между Windows/Mac OS/Chrome OS, покажет ближайшее время. CRN будет внимательно следить за развитием событий.
Источник: Александр Маляревский