13 октября 2014 г.
Новинки рынка смартфонов, анонсированные в осеннем сезоне, окончательно добьют рынок карманных фотокамер. Тренд вытеснения фотокамер смартфонами никак не нов, он начался около пяти лет назад, когда самой популярной камерой на Flikr стал iPhone, обрел силу года три назад, но сейчас, похоже, прекратится по той простой причине, что вытеснять смартфонам будет уже практически нечего.
Компакт-камеры не исчезнут окончательно, но сохранят актуальность в отдельных узких нишах; ранее такое же происходило с аудиоплеерами, навигаторами, диктофонами и другими устройствами, функции которых у массового пользователя теперь выполняют смартфоны. Однако, в данном случае происходящее пойдет на пользу как фото-рынку в самом широком понимании, так и ритейлерам. Прежде чем понять, почему так произойдет, поговорим о новинках рынка смартфонов, появившихся осенью и имеющих расширенные возможности для фото.
Представленный в сентябре смартфон Panasonic Lumix DMC-CM1 (на фото) получил объектив Leica DC Elmarit и двадцатимегапиксельный сенсор с дюймовой диагональю, который устанавливали, например, в компакт Sony RX100 и в «зеркалки» Nikon серии 1. Кроме того, смартфон получил аппаратный ползунок-выключатель для активации камеры, аппаратную же спусковую кнопку, возможность сохранения снимков в формате RAW и широкие возможности ручной настройки параметров съемки. При наличии такого сочетания сенсора и «стекла» у смартфона понятие «мобилография» практически утрачивает смысл — доступное качество съемки превышает доступное большинству фотоаппаратов-«компактов».
НТС выпустил Desire Eye, у которого стоят две одинаковые тринадцатимегапиксельные камеры на передней и на задней панелях, причем обе с двойными светодиодными вспышками. У смартфона есть аппаратная кнопка для съемки, возможность снимать двумя камерами одновременно (например, событие и свою реакцию на него) и фирменный софт HTC Eye Experience, обеспечивающий любопытные возможности для обработки фото непосредственно на смартфоне. Аппарат можно было бы назвать новой иконой для любителей «селфи», если бы не приближающийся выход модели N3 от менее известного, но весьма агрессивного конкурента — Oppo.
Официально объявлена дата выхода смартфона Oppo N3 (29 октября), тринадцатимерапиксельная камера которого имеет поворотный объектив, вращающийся вокруг своей оси на 206 градусов, что позволяет использовать ее как для традиционного фото, так и для селфи, видеоконференций и т.д. Поворотный объектив весьма удобен при съемке в сложных условиях (классический пример: в толпе поверх голов), с нестандартных ракурсов (даже простой цветок, снятый с верхней и с нижней точек производит разное впечатление), а также не привлекая к себе излишнего внимания (на объект съемки достаточно направить объектив, но не весь девайс).
Sony выпустила QX-1, дальнейшее развитие QX-10 и QX-100. Напомним, что ранее выпущенные модели QX представляли собой уникальные устройства — комплект из сенсора и объектива в едином корпусе, способный работать в связке со смартфоном, устанавливая соединение по Wi-Fi. По сути, этот гаджет и смартфон представляют собой две половинки фотокамеры: за QX-устройством функции объектива и сенсора, а смартфон предоставляет свой экран в качестве видоискателя, отвечает за хранение данных и т. д. QX-1 работает по такой же схеме, только собственной оптики не имеет, но снабжен байонетом, позволяющим устанавливать объективы для беззеркальных камер Sony. Несмотря на проблемы, связанные с используемой парадигмой, — использование беспроводного канала замедляет работу комплекта — перспективы, открываемые QX для фотографа. оказываются зачастую куда как более интересными, чем предоставляемые другими решениями. В настоящее время QX-1 доступен для японского рынка, к концу осени появится в продаже на североамериканском; о сроках выхода на европейский и российский рынки официальных объявлений не было, но, судя по всему, к концу зимы новинку будут активно продавать и на них.
На таком фоне вчерашние лидеры-камерофоны — Sony Xperia Z3, Samsung Galaxy S5, LG G3, HTC One M8, Apple iPhone 6/6 plus и другие — выглядят весьма скромно по своим возможностям для творческой съемки. Если традиционные камерофоны активно вытесняли традиционные же компакт-камеры, обеспечивая при сравнимом качестве съемки дополнительные удобства (гибкие возможности настройки процесса фотографирования, доступность минимальной обработки отснятого материала, легкость «зашаривания» полученных фото в социальных сетях, отправки по почте и выкладки в «облако»), то новинки окончательно доконают «компакты» как массовый товар, вытеснив его в область нишевых применений.
«Компакты» будут покупать пользователи нескольких категорий. Во-первых, это будут сторонники олдстайлового подхода «одно устройство — одна функция», не приемлющие универсальности смартфонов. Во-вторых, такая покупка будет актуальной для требующих повышенного качества съемки от карманного устройства — среднестатистическая компакт-камера снимает все же лучше, чем среднестатистический же смартфон, правда, для массового пользователя этот прирост качества безразличен, и только немногие требовательны к качеству, даже получаемому «компактом». Наконец, в-третьих, компакт-камеры будут приобретать желающие сэкономить — дешевые смартфоны снимают плохо, а обеспечивающие приличное качество съемки стоят на уровне недорогих «зеркалок», поэтому покупка «компакта» при очень малом бюджете представляет собой разумное решение. Но, тем не менее, сегмент компактных камер будет продолжать сжиматься.
Однако, распространение «камерофонов» с приличными возможностями для фото приводит к тому, что у большое количество людей начинают фотографировать, входят во вкус процесса и начинают искать инструмент более мощный, чем смартфон, для реализации своих творческих идей и получения более качественных фотографий. А найдя такой инструмент начинают искать для него опции. В результате хотя продажи простых компакт-камер уменьшаются, продажи более продвинутых беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой растут! Увеличивается и объем фоторынка в целом. Напомним, что по данным Camera & Imaging Products Association за прошлый июнь суммарный спад рынка фотокамер в натуральном выражении составил 24% по сравнению с июнем позапрошлого года, а сегмент «беззеркалок» при этом вырос на 17%!
Что это означает для российских реселлеров? Учитывая мощное развитие «фотосоставляющей» смартфонов, магазин, торгующий ими и «сопутствующими» товарами к ним, начнет приобретать черты фотосалона. По понятной причине кроме смартфонов в ассортименте хорошо иметь опции для фотографирования — мини-штативы, объективы-насадки, чехлы, держатели и т. д. Интересно, что в данном случае «сопутствующими» товарами будут также являться беззеркальные камеры и аксессуары к ним — сменные объективы, светофильтры, карты памяти, защитные боксы и т. д. Энтузиастам фотографии, количество которых будет возрастать, также можно предложить фотопринтеры (как стационарные, так и мобильные), фотобумагу и картриджи, фоторамки (цифровые и традиционные), фотоальбомы и прочие товары из ассортимента обычного фотосалона. Как видно, выраженный фото-тренд для «цифровой розницы» оказывается очень выгодным, если, конечно, ритейлеры смогут им правильно воспользоваться.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE