6 ноября 2014 г.
Согласно последнему прогнозу Gartner, в 2015 году мировые поставки 3D-принтеров (3DP) достигнут 217 350 шт. против 108 151 шт. в 2014 году. Объем поставок будет более чем удваиваться ежегодно в период с 2015 по 2018 год, и к этому времени достигнет более 2,3 млн. шт.
«Как мы отметили в прошлом году, рынок 3D-принтеров находится в точке перегиба, — пишет Пит Басильер (Pete Basiliere), вице-президент исследования Gartner. — Темпы роста поставок в штуках, томившиеся в районе единиц и считанных двузначных процентов за год на протяжении 30 лет с тех пор, как были изобретены первые 3D-принтеры, будут резко расти начиная с 2015 года. Сколь бы радикальными ни выглядели цифры прогноза, следует иметь в виду, что даже 2,3 млн. шт. поставок, которые мы прогнозируем в 2018 году, являют собой лишь малую долю общего потенциального рынка среди потребителей, организаций и госструктур во всем мире».
Рынок 3D-принтеров представлен семью технологиями, при этом экструзия материала будет лидировать по темпам роста в период до 2018 года благодаря широкому принятию потребителями устройств стоимостью до 1000 долл. во всем мире. Главными двигателями рынка «потребительских» моделей являются более низкие цены, улучшение рабочих параметров и растущая глобальная доступность. Главными двигателями в сегменте «корпоративных» 3D-принтеров являются пригодность технологий 3D-печати для создания прототипов и изготовления изделий наряду со снижением стоимости устройств, улучшением качества изделий и более широким спектром материалов.
«По сути, прогноз по 3D-принтерам движут высокие темпы роста поставок [устройств] экструзии материала, — пишет Басильер. — На рынок выходят новые поставщики, непосредственно либо в ходе кампаний по сбору средств (crowdfunding), чуть ли не ежедневно. Эти поставщики играют на истечении срока действия ранних патентов на технологию экструзии, выпуская малозатратные, недорогие устройства, ориентированные главным образом на потребителей».
Расходы конечных пользователей на 3D-принтеры и цифры поставок варьируются в зависимости от технологии, но в игру вступают и другие рыночные силы. Расходы на устройства экструзии материала испытывают влияние большого количества стартапов и мелких компаний по всему миру, использующих преимущество низкого входного барьера, чтобы начать продавать потребительские 3D-принтеры стоимостью менее 500 долл. Имеют ли эти стартапы и мелкие компании достаточно дохода, чтобы покрыть не только свои затраты на производство и накладные расходы, но и затраты на обслуживание, продажи, развитие канала, НИОКР, а также принести прибыль владельцам, — предстоит еще посмотреть. С другой стороны, поставщики устройств, использующих технологии осаждения направленной передачей энергии (directed-energy deposition) и сплавления в порошковом слое (powder bed fusion), смогут удерживать цены, поскольку спрос на их оборудование растет, обеспечивая ценность предложения иными способами помимо разорительной ценовой войны, чтобы привлечь и удержать корпоративных покупателей.
Gartner прогнозирует, что расходы конечных пользователей на технологию экструзии материала возрастут с 789 млн. долл. в 2015 году до примерно 6,9 млрд. долл. в 2018 году. В целом, ожидается, что расходы конечных пользователей на 3D-принтеры увеличатся с 1,6 млрд. долл. в 2015 году до примерно 13,4 млрд. долл. в 2018 году, при этом самые высокие темпы роста будут демонстрировать технологии фотополимеризации в ванне (vat photopolymerization) и струйного нанесения материала (material jetting) благодаря растущей приемлемости на потребительском и корпоративном рынке.
Средние продажные цены (ASP) также варьируются в зависимости от технологии и рыночных сил. Каждый рынок имеет разную динамику, включая варианты устройств, цены и требования покупателей, которые движут среднее для всех 3D-принтеров в данной технологии.
«В первые несколько лет производители будут стремиться добавлять функциональность и улучшать рабочие параметры, а не снижать цены на принтеры, — пишет Басильер. — Поэтому ожидается, что ASP некоторых технологий будут расти либо постепенно снижаться в последующие годы после роста в 2014 или 2015 году. Принтеры осаждения направленной передачей энергии имеют самые высокие цены; следом идут принтеры сплавления в порошковом слое. Ожидается, что ASP принтеров экструзии материала и фотополимеризации в ванне будут снижаться по мере того, как всё больше игроков будут выходить на рынок с предложениями в нижних ценовых диапазонах в этих двух технологиях».
Объем поставок по ценовым диапазонам зависит от технологий 3D-принтеров, которые в них представлены. Особо следует отметить самые доступные, стоимостью менее 1000 долл., и устройства в диапазоне от 1001 до 2500 долл., где доминирует технология экструзии материала. 3D-принтеры стоимостью менее 1000 долл. составляют 11,6% общего объема в этих диапазонах в 2014 году, но к 2018 году их доля вырастет до 28,1% в диапазоне цен до 2500 долл. По мере появления привлекательных применений в потребительском и корпоративном сегментах Gartner ожидает, что значительные различия темпов роста по ценовым диапазонам будут стираться, так как всё больше организаций будут применять принтеры начального и среднего уровня для тестирования и экспериментирования.
Заглядывая в будущее, можно сказать, что начиная с 2015 года двигателем роста потребительского рынка 3D-принтеров будет принцип «включи и используй» (plug and print). Хотя экосистема остается сложной, производители принтеров начального уровня с экструзией материала предлагают относительно простую функциональность в стиле «plug-and-print». Такие вещи, как регламентированные (locked-in) материалы, часто доступные только в картриджах от данного вендора (как и в случае 2D-принтеров), максимально увеличивают вероятность, что материалы будут работать хорошо. Автоматизированное разравнивание слоя (bed leveling) и нагреваемые камеры формовки (heated build chamber) также упрощают первичную подготовку и использование, так что потребитель может просто «нажать на „Печать“» и успешно получить готовое изделие. Как результат, к 2016 году 10% 3D-принтеров стоимостью до 1000 долл. будут иметь функциональность «plug-and-print».
«Эта тенденция будет ускоряться, так как рынок, состоящий главным образом из энтузиастов, выросших на идеях open-source без привязки к вендорам (lock-in), трансформируется в рынок, где доминируют обычные потребители, — пишет Басильер. — Хотя первопроходцев будет злить искажение open-source-этоса 3D-принтеров, подавляющее большинство массовых потребителей будет требовать простого и понятного управления работой, которое может предоставить им принцип „plug and print“».
Источник: Gartner