16 января 2015 г.
На мировом рынке телевизоров — новый тренд, точнее, обновление старого: особое внимание вендоры стали уделять развитию smart-функций новых моделей. На прошедшей в начале января выставке Consumer Electronics Show-2015 продемонстрировано множество новых телевизоров. Более высокий уровень яркости и контрастности, рост диагоналей, массовая поддержка UltraHD, реализация новых технологий подсветки, изогнутые экраны и экстремально тонкие корпуса — все это было предсказуемо и поэтому ожидаемо. Но инициативы ведущих вендоров в плане плане придания телевизорам интеллектуальных функций стало некоторой неожиданностью — концепция smart-ТВ была активно продвигаема на рынок около года назад, но тогда модным трендом так и не стала. Хотя предсказать, что на новом этапе вендоры обратятся к ней, было вполне возможно.
Переход на UltraHD потребовал не только количественного роста разрешения матриц, но и качественных изменений в электронной составляющей телевизоров. Например, Sony при представлении новых телевизоров сделал особый акцент на на использование в них нового мощного процессора X1, другие вендоры не дали собственных имен используемым в новых телевизорах чипам, но обновление вычислительной части провели, причем заметное. Благодаря новым процессорам цифровой обработке «на лету» демонстрируемые модели подвергают не только видеосоставляющую медиапотока, но и аудио, которая теперь тоже становится «высокого разрешения», что положительно влияет на детализацию звуковой картины, создаваемой встроенными динамиками телевизоров. Применение новых процессоров подняло вычислительную мощность телевизоров на невиданный ранее уровень. Использование открывающихся возможностей для дальнейшего революционного развития smart-функций вполне логично. Это и было сделано.
Телевизоры Sony теперь базируются на платформе Android. LG применяет в качестве программной платформы WebOS. Samsung продемонстрировал телевизоры на Tizen. Panasonic объявил о выходе весной телевизоров с Firefox OS. Как видно, период создания локальных проприентарных платформ для smart-ТВ, по счастью, прошел, и теперь для телевизоров используют развитые операционные системы, потенциал которых сомнения не вызывает. Особенности интерфейса телевизоров не позволяют эффективно применить большинство приложений, созданных под touch-интерфейс, поэтому программы придется подвергать глубокой переделке, или писать заново. Поэтому нельзя сказать, что в начинающейся на рынке телевизоров «войне платформ» использование Android дает очевидное преимущество, а ставка на webOS приводит к явным проблемам — все «операционки» находятся практически в равных условиях. Теперь дело за разработчиками, у которых открывает широкий фронт работ по созданию или портированию приложений на новые устройства. Игры, информеры, клиенты для онлайн-кинотеатров, сервисов интернет-телефонии, видеоконференций и другие программы будут востребованы рынком.
Smart-составляющие вряд ли станут определяющим фактором для развития рынка ТВ, во всяком случае, в ближайшее время — все же люди приобретают телевизор, в первую очередь, для потребления традиционного контента телеканалов — но ситуация начинает меняться. В первую очередь, новые телевизоры делают простым доступ к видео и ТВ с интернет-ресурсов — онлайн-трансляций телеканалов из любой точки мира, онлайн-кинотеатров, YouTube и других сервисов. Также важно, что теперь телевизор интегрируем с домашней локальной сетью с такой же простотой, как и смартфон или планшет, преимущества просмотра на большом экране фото и видео из «локалки», а также с гаджетов, прослушивания музыки на HD-аудио телевизора слишком очевидны, чтобы останавливаться на этом подробно. Постепенно люди привыкнут к тому, что телевизор становится центром коммуникаций, игровым терминалом (даже без наличия геймерской приставки) и приобретать все большее количество других дополнительных функций. И телевизор перестанет быть узкоспециализированные устройством, превращаясь в мультифункциональный девайс, пройдя примерно тот же путь, какой прошел некогда прошел традиционный телефон при трансформации в современный смартфон.
Что это означает для российского ритейла? Про повышенную актуальность телевизоров как класса устройств в современных условиях CRN уже писал. Развитие smart-составляющих вряд ли будет определяющей мотивацией для продажи новых устройств, как минимум, в кризис, однако, некоторую дополнительную мотивацию для покупки новых телевизоров все же создаст. Кроме того, продажи телевизоров со smart-функциями позволит активно продавать к ним периферию, которая ранее была «компьютерной». Кроме пультов управления новые телевизоры нуждаются в беспроводных клавиатурах со встроенными координатными устройствами, веб-камерах, джойстиках, гейм-падах и т. д. Всю эту периферию ритейлеры теперь могут активно продавать владельцам smart-ТВ, которые нуждаются в ней на порядок больше, чем владельцы обычных телевизоров.
В перспективе распространение smart-ТВ повлияет на популярность игровых приставок, компьютеров-для-гостиной и различных ресиверов для доступа к спутниковым, кабельным и платным эфирным каналам. Правда, влияние это будет разнонаправленным: одним пользователям возможностей, предоставляемых smart-ТВ, будет более чем достаточно, другие, «распробовав» новые функции, доступные в телевизоре, пожелают большего и придут за новым дополнительным оборудованием. Но значимое для российских реселлеров проявление этих тенденций все же дело будущего, отдаленного от дня сегодняшнего на несколько кварталов. Предлагать же опции к «умным телевизорам» ритейлеры с успехом могут уже сейчас.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE