27 января 2015 г.

Корпорация Microsoft находится сейчас в стадии трансформации бизнеса. Процесс этот идет, конечно, сугубо эволюционно, компания имеет сильные, во многом лидирующие, позиции на мировом ИТ-рынке, обладает огромными ресурсами и неизменно демонстрирует выдающиеся (уникальные даже для ИТ-мира) финансово-деловые показатели, в первую очередь по рентабельности бизнеса. И, тем не менее, уже несколько лет назад Редмонд вошел в непростой этап перемен. Впрочем, этот этап наступил не только для софтверного гиганта, а для всей ИТ-отрасли в связи началом качественных технологических перемен, которые в свою очередь вызвали изменения в тенденциях развития рынка, в его структуре, появление качественно новых игроков и пр.

Уже несколько лет Microsoft находится процессе корректировки стратегического курса развития в соответствии с новыми реалиями ИТ-рынка и новыми тенденциями его развития (облака, мобильность, растущее влияние потребительской составляющей и пр.). Вариант нового курса, предложенный отцами-основателями компании, оказался не очень удачным (или вовсе неудачным), что привело к довольно неожиданной замене тандема Билла Гейтса (председатель совета директоров) и Стива Балмера (исполнительный директор) на новую пару: Джон Томпcон и Сатья Наделла. Но какие именно изменения в стратегию развития корпорации внесут новые руководители? Этот вопрос был не очень понятым и год назад, сразу после смены руководства, в существенной мере остается не вполне очевидным и сегодня. Да, конечно, были разные заявления, которые озвучивал в основном CEO Microsoft Сатья Наделла, но все же они были весьма обтекаемыми, порой даже двусмысленными. В этой ситуации для понимания реального положения дел лучше следить не столько за словами и обещаниями топ-менеджеров, сколько за конкретными делами и результатами деятельности компании.

Итоги первого квартала очередного финансового года Microsoft (третий квартал 2014 календарного года) показали проблемные моменты в деятельности корпорации: темпы роста продаж традиционного, софтверного направления снижаются. Рост доходов обеспечивается за счет увеличения аппаратной составляющей, которая в свою очередь повышается, во многом в результате приобретений (в первую очередь мобильного бизнеса Nokia). Компания все более становится «хардверной» — в структуре общих продаж аппаратная часть уже занимает почти треть, с тенденцией ее роста. Вроде бы это тоже хорошо, но только анализ положения дел показывает, что «железячный» бизнес Microsoft является убыточным, дотационным (за счет софтверной прибыли) с весьма призрачными перспективами с выходом на позитивный баланс.

Опубликованные сейчас данные за очередной отчетный финансовый период (последний квартал прошлого года) показывают, что все эти тенденции только усиливаются. Из этих сведений следует, что за последние три месяца компания получила доход (объем продаж) в 26,5 млрд. долл., что на 8% выше аналогичного показателя годичной давности, чистая прибыль — 5,9 млрд. долл., что немногим ниже 2013 года. Что касается рентабельности, то Microsoft продолжает показывать уникальные для ИТ-сферы результаты, которые говорят об особом положении компании на рынке. Но вот динамика роста объемов продаж, скорее, вызывает некоторые опасения.

Восемь процентов увеличения дохода — это, конечно, не 30-40%, как это было в 90-е и даже в начале нынешнего века. Компания становится все более крупной и темпы роста, естественно, замедляются, все более приближаясь к среднеотраслевым. Тем более, что 8% — это выше средних по отрасли (тут можно говорить о 5-7 процентах, не более). Но это только на первый взгляд.

На самом же деле динамика Microsoft сейчас ниже среднеотраслевой, более того, она — если посмотреть на «естественный рост», без учета приобретенных компаний — отрицательна! Положительный прирост достигнут за счет сделанных в прошлом году приобретений, в первую очередь мобильного бизнеса Nokia, который задал объем продаж в 2,3 млрд. долл.

Традиционные софтверные направления сокращаются — и в долевом исчислении, и в абсолютном объемах. Уменьшение объемов софтверных продаж в пользовательском сегменте (Devices and Consumer Licensing) — давняя тенденция. Однако сейчас видно ускорение этого проесса. Так, если в 3-м квартале прошлого календарного года продажи тут сократились на 400 млн. долл., то сейчас — почти на 1,4 млрд. долл. (с 5,54 до 4,17 млрд.). При этом впервые снизились и объемы поставок и корпоративного ПО — с 10,9 до 10,7 млрд. долл.

Как уже говорилось, общее повышение доходов Microsoft обеспечивается сейчас ростом аппаратной составляющей. Согласно данным компании, продажи клиентских компьютеров Surface растут (сообщается о доходе в 1,1 млрд. долл. с квартальным ростом на 24%), хотя вопрос о реальном эффекте от такого роста остается открытым. А вот поставки мобильных Nokia-устройств существенно сокращаются: если в предыдущем квартале компания сообщила об объеме продаж в 2,6 млрд. долл., то в нынешнем — 2,3 млрд. долл. И это — в пик предноводних продаж.

Делать какие-то выводы по всем этим данным пока рано. Изменить курс такого гиганта, как Microsoft, очень непросто, результаты деятельности новой руководящей команды еще не очень заметны. Но ясно, что компания переживает непростой этап жизни и нужно продолжать следить за ходом развития ситуации.

Таблица: Финансовые показатели Microsoft за 4-й квартал 2014 календарного года

Направления бизнеса

Доход, млрд. долл.

Маржа

4 кв. 2014 календарного года

4 кв. 2014 календарного года

4 кв. 2013 календарного года

4 кв. 2013 календарного года

Devices and Consumer Licensing

4,193

5,544

3,876

4,981

Computing and Gaming Hardware

3,997

4,470

0,46

411

Phone Hardware

2,284

0

0,331

0

Devices and Consumer Other

2,436

1,874

0,55

387

Commercial Licensing

10,679

10,906

9,926

10,080

Commercial Other

2,593

1,780

0,415

415

Corporate and Other

314

(55)

291

(77)

Итого

26,470

24,519

16,334

16,197

Источник: Microsoft

Источник: Андрей Колесов