Российский рынок ридеров растет — в 2014 г. было продано 870 тыс. «читалок», что заметно превосходит объем рынка в натуральном выражении за 2013 г., когда удалось реализовать 800 тыс. таких устройств (по оценкам компании PocketBook). При этом в данном случае ридером считают только девайсы с экраном на «электронных чернилах», которые более удобны в процессе чтения, чем жидкокристаллические дисплеи планшетов, фаблетов и смартфонов. По оценкам компании, продажи таких устройств сохраняют устойчивые темпы роста — порядка 10% в год.
Интересно, что многие вендоры в качестве «читалок» продвигали девайсы на ЖК-экранах — многофункциональные мобильные плееры, обычно без собственной операционной системы или на древних версиях Android, позиционируя их в том числе и как устройства для чтения, иногда даже называя ридерами, но такие решения пользуются все меньшей популярностью по понятным причинам. Однако учет таких устройств в качестве настоящих ридеров — только потому, что их так позиционировали производители, — приводит к путанице с оценками объемов рынка. Например, по данным IDC, которая считает именно таким способом, в прошлом году российский рынок «читалок» упал до 912 тыс. с 1,6 млн. штук, реализованных в позапрошлом году. В принципе, это вполне соотносится с данными PocketBook, если учесть, что в 2013 г. на рынке в изобилии присутствовали плееры-ридеры с жидкокристаллическими экранами, которые в прошлом году (2014) почти совсем исчезли из продажи, вытесненные смартфонами и фаблетами, т. е. устройствами других категорий.
Устойчивый 10%-ный годовой рост продаж ридеров, о котором сообщает PocketBook, на фоне ситуации с планшетами выглядит просто прекрасно. Напомним, что в прошлом году, по опубликованным в феврале данным IDC, российский рынок планшетов сократился на 5% по сравнению с 2013 г., в натуральном выражении «таблеток» было продано 8,16 млн. штук. Как видно, российский рынок оказался «впереди планеты всей». Если для мирового рынка в 2014 г. прирост 7,2% по сравнению с 2013 г. стал лишь тревожным сигналом на фоне роста в 52,5% за 2013-й (по сравнению с 2012 г.), что позволило говорить о возможном спаде на рынке «таблеток» в ближайшие кварталы (об этом CRN/RE писал в январе), то в России «будущее уже наступило».
Итак, продажи универсальных планшетов и специализированных ридеров сейчас соотносятся примерно как 1:10, и вполне возможно, это соотношение будет меняться в пользу «читалок». Этого факта вполне достаточно, чтобы у ритейлеров появился очевидный резон обращать особое внимание на продвижение ридеров.
Заметим, что при этом такой аппарат остается специализированным устройством, ориентированным на того, кто регулярно читает книги, то есть рост рынка по понятным причинам ограничен. К тому же, таких людей становится все меньше как в мире, так и в России. Ридеры практически морально не устаревают — новые девайсы чуть легче и тоньше по сравнению с моделями трех-пятилетней давности, но эти изменения не существенны, разрешение и контрастность дисплеев стали заметно выше, впрочем, далеко не всегда это может стать основанием для замены исправной «читалки» на новую (при этом девайсы редко выходят из строя). Выход — в продажах этих аппаратов новым пользователям. Однако основные преимущества e-ink-экранов, к сожалению, малоизвестны даже целевой аудитории, вендоры «читалок» в большинстве своем некрупные компании, их ресурсов недостаточно для широкомасштабных акций, в ходе которых про особенности «электронных чернил» рассказывали бы массовому пользователю. В прошлом году к теме e-ink-дисплеев внимание было привлечено довольно мощным медийным фоном, сопровождающим появление YotaPhone с двумя экранами , но в этом году не стоит ждать чего-либо подобного. Поэтому если ритейлер хочет продвигать ридеры, то рассказывать о преимуществах «чернил» придется консультантам в торговом зале, как лично, так и через информационные панели или используя раздаточные материалы.
Напомним, что экраны на e-ink в процессе работы не мерцают и не бликуют, что делает длительное чтение более комфортным, снижая нагрузку на глаза пользователя. Кроме того, для отображения статичной картинки «бумажный» экран вообще не потребляет энергии, а заряд аккумулятора расходует только на перелистывание страниц. Поэтому время автономной работы таких устройств измеряют не в часах, а в перелистываниях — обычно одного заряда достаточно для чтения нескольких романов объема «Преступления и наказания», то есть в зависимости от интенсивности чтения заряжать ридер придется не чаще одного раза в месяц, а то и в полгода. Наконец, работая в отраженном свете, e-ink-дисплеи формируют изображение даже при ярком внешнем освещении, где ЖК-дисплеи «слепнут». Все это важно для активных читателей — хотя было бы достаточно отсутствия бликов и мерцания — дело лишь за тем, чтобы люди об этом узнавали.
Популяризацией ридеров наверняка займется традиционный книжный ритейл: продажи книг в электронной форме быстро растут — общий объем на локальном рынке в денежном выражении, по оценкам «Литрес», за 2013 г. составил 500 млн. рублей, а в 2014 г. — 950 млн., при этом книжный магазин прогнозирует дальнейший рост в 2015-м на 80–100%. Конечно, рынок традиционных книг пока много больше — по данным журнала «Книжная индустрия», без учета бюджетных закупок в прошлом году книг было продано на 50,4 млрд. рублей, что соответствовало уровню 2012 г., а в 2015-м ожидается сокращение рынка на 3,5%. Впрочем, продажи электронных книг все же достаточно значительны, чтобы оставаться незамеченными профильным бизнесом. Однако на значительные успехи традиционной книжной индустрии в деле продвижения «читалок» рассчитывать не приходится, хотя бы потому, что популяризация технологий и продвижение гаджетов для этого бизнеса является совершенно новым направлением. Поэтому основная нагрузка здесь все же будет лежать на ритейлерах цифровой техники.